Главная

Ущелье Ирик, пер. Ирик-Чат, восхождение на г.Чаткара
Восхождение на Эльбрус

ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ

Утро было чудесно-солнечным, но по неприлично голубому небу уже ползли злые цирусы, как известно - предвестники плохой погоды. Цирусы - перистые облака, обычно едут чуть ли не в стратосфере(на очень большой высоте) впереди фронта. Иногда фронт приходит через несколько часов, иногда через день-два. Реже проходит мимо.
Увидел цирусы - жди ветер, дождь, а в больших горах и снег. Естественно, прежде чем лезть по стене после таких предупреждений, стоит хорошо подумать.
Мы подумали и решили, что лезем не по стене, GPS у нас есть, если что дорогу назад найдем. А потому весело побежали вниз. По дороге по мобилке вызвали микроавтобус и позвонили в Киев - там поизучали прогнозы и вынесли вердикт - ничего страшного не намечается, но завтра ближе к вечеру на Эльбрусе небо затянет и пойдет снег.
Ну и пусть себе идет - завтра вечером мы уже будем в альплагере наминать шашлыки, ведь все равно канатка работает то ли до двух, то ли до трех часов дня, так что нам все равно нужно успеть спуститься к ней к обеду.
Мы быстро добегаем до поселка, садимся в бусик и едем на канатку, по дороге прикупаем продуктов и плотно обедаем на Поляне Нарзанов.
Несуетно идем до осыпного гребня немного выше Приюта 11. Ледник под креселкой окончательно растаял. Окрестности являли собой весьма печальное зрелище - и так негламурная вулканическая порода оказалать обезображена стройкой очередного этапа канатки.
Нам навстречу спускается какое-то невероятное количество людей, я думаю, не меньше сотни. Они шли мимо нас до самого вечера. Мы ставим палатки на развалюшном гребне. Там практически везде площадки под палатки с диким туалетом под каждым камнем. Злые Бендеры-вымагатели платы за "Провал" в размере 1000 рублей, с которыми мы уже почти были готовы расстаться, так и не пришли. Наши соседи напугали их крутым юристом в составе своей группы и предложили показать все документы, на основании которых они так браво кассуют. Герои сразу сникли и предложили им сделку -"мы вас не трогаем, а вы унесете вниз пару мешков с мусором".
Кстати, очень правильная идея!
Самые хитрые восходители для акклиматизации применяли следующий трюк - нанимали ратрак и на нем поднимались до Скал Пастухова и там отсиживались с обеда до вечера, а потом стопывали вниз.
Мы еще раз пообедали и завалились спать, благо солнце быстро прогрело закрытую палатку. Проснулись на закате - оно того стоило. Попили чаю и приготовили с собой слабый чай с лимоном и медом.
Перед самим восхождением, на мой взгляд, кушать бессмысленно - все равно не усвоится, а скорее всего, попросится наружу.

ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ - ВОСХОЖДЕНИЕ

Восхождение на Эльбрус - мероприятие непростое. С одной стороны, технически это совсем простое дело. С Приюта 11 на вершину летом почти всегда есть хорошо протоптанная тропа. Но, чтобы по ней подняться, нужно быть хорошо акклиматизированным и иметь немало воли к победе, ибо выше Скал Пастухова желание идти вверх сразу пропадает - начинает работать горняжка - слабость, вялость, одышка. Человек ищет и находит множество поводов повернуть обратно. Легкость и средняя крутизна подъема служат плохую службу - даже хорошо акклиматизированный организм не успевает так быстро приспосабливаться к набору высоты.
Если выходить в час-два ночи, то можно позволить себе идти медленно, но гарантирован холод - мерзнут руки и ноги, и ветерок, прорывающийся с севера, может обморозить лицо.
Это благоприятный сценарий. Неблагоприятный -туман и сильный ветер -восхождение лучше отменить.
Если выйти попозже, то холода можно избежать, но как только выйдет солнце, то при отсутствии ветра оно будет способно изрядно вымотать восходителя.
Задача инструктора - просчитать время так, чтобы выйти на солнце примерно в районе седловины Эльбруса - тогда есть шанс не замерзнуть и не зажариться.
Мы как раз угадали. Вышли в 1.30 и неспешно пошли вверх. Впереди маячили фонарики - кто-то нас опередил. Наши ребята были готовы шагать излишне бодро, и я как самый ленивый, постоянно их притормаживал. Подъем казался бесконечным.
Рассвело, и на западе появилась гигантская тень от Эльбруса.
Для меня самым неприятным оказался участок набора высоты перед седловиной - здесь пробирал холодный ветер, подмерзали руки в легковатых горнолыжных перчатках и возмущался в желудке вчерашний шашлык - на возню с ним уходило некоторое время. А чаек в маленькой ПЭТ-бутылке промерз насквозь...
В одну из таких пауз ребята ускакали вперед. Потом тропа в снегу прекратила резкий набор высоты и пошла траверсировать склон в направлении к Седловине, и сразу идти стало легче.
На Седле четверо убежали на Западную вершину - там невдалеке маячила граница тень-солнце, сулившая долгожданное тепло. А трое полезли на Восточную вершину - она несколько ближе.
Ближе и быстрее - не значит легче. В отличие тропы на Западную вершину, на Восточную мы топали по целине среди фирна и камней, часто проваливаясь. Главная засада ждала нас уже почти на самой вершине - там весь снег потаял, и вершина представляла собой нагромождение сыпушных шариков с ленинскими принципами "шаг вперед и два шага назад". Пришлось снять кошки и идти, пошатываясь, с кошками в руке, бормоча под нос самые нелесные пожелания глобальному потепению.
На вершине валялись какие-то стройматериалы - тут собираются чегой-то вроде приюта соорудить. Интересно, кому он здесь нужен?
Было хорошо видно, как наши поднимаются на Западную вершину Эльбруса и тусят там...
Спуск в вершины Эльбруса - вначале просто настящий праздник. С каждым шагом вниз в тело возвращаются силы. Приятно греет солнышко. Сочувтвенно смотрим на палаточный лагерь мазохистов прямо на Седловине - не иначе, как ребята готовятся через неделю штурмовать восьмитысячники.
Мы бодро бежим вниз, сочувственно желая удачи всем ковыляющим нам навстречу. Солнце уже вовсю припекает. Даже вниз идти жарко, несмотря на то, что я уже снял с себя все, что только можно. Стоя попиваю оттаявший чаек. Лучше не садиться, так как в сидячем положении солнце уже просто убивает. Идем вниз довольно быстро, но картинка совсем не меняется. Только на спуске начинаешь понимать, как же много мы набрали высоты, и до чего же масштабная эта гора - Эльбрус.
Наконец мы дочапываем до наших палаток, пьем чаек, быстро собираемся и убегаем вниз на канатку. Через пару часов мы уже внизу, сидим в кафешке у друзей нашего водителя, заедаем пивком чудесный балкарский шашлык!
Вечером все собираемся в а.л. Шхельда. Народ возвращается с вылазки к Улыбке Шхельды. Поедаем шашлыки и готовимся к отъезду.

ОТЪЕЗД

Утром без приключений на двух автобусах переезжаем в Пятигорск и садимся на поезд в Киев. Погода так и не испортилась, и из окна поезда Эльбрус виден как на ладони...