Главная

Акклиматизационное кольцо - пер. Софийское Седло, пер. Иркис, г.Минги-Кель-Баши

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Утро было великолепным.
Мы очень быстро нашли машину в ущелье София, в которую загрузили все рюкзаки и несколько человек для их разгрузки.

Остальные пошли пешком, и, с потерями, за 4 перехода налегке мы дошли до ответвления в ущелье Ак-Айры и устроили лагерь. Потери заключались в стертых ногах. Некоторые участники подошли к вопросу выбора обуви излишне серьезно и нацепили новые нерастоптанные тяжелые горные, почти высотные ботинки, в которых было бы хорошо во время коротких переходов во льдах Гималаев или Безенги...
Потихоньку небо заволокло дождевыми тучами.

Ребятам не сиделось на месте, и, несмотря на негуманную погоду, мы выбрали паузу в дожде и налегке прогулялись на перевал Софийское седло, н.к.

Там нас, конечно же, подмочило дождем, и мы, слегка растянувшись на финише, уже в сумерках почти подошли к лагерю.

Надо сказать, что верховья ущелья София в последнее время стали весьма обжитыми - народ сюда прямо на машинах приезжает и отдыхает по-русски. А потому местные настроили здесь кучу времянок-забегаловок, где есть все самое необходимое для полноценного отдыха в горах - вино,водка, пиво, хачапури и шашлыки.
-Хохлы! Стоять! - вдруг раздался бодрый бас из ближайшего генделика.
Это наш водитель обрадовался встрече. Там был навес от дождя, на столе сразу появилось вино и свечи, и в воздухе сразу запахло кавказским гостеприимством. Ну не проходить же мимо....

Когда спустя пару часов, на УАЗике, под звуки песни, смысл которой сводился к следующему - "осетины, кабардинцы, карачаи и хохлы - братья навеки, вай-вай!", мы ввалились в наш лагерь, и принялись выписывать круги между палатками, то нас вначале не поняли.
Пропавших без вести уже чуть ли не собирались спасать - искать несчастных ночью в лесу под дождем, а мы, оказывается, совсем рядом пьянством занимались.
-Дайте мне сюда этого Федака, я хочу ему морду набить! - донесся из темноты чей-то возбужденный и слегка трезвый голос...
Но наш водитель с дивным именем Дебош привычно сорентировался в обстановке и взял ситуацию под свой контроль - затолкал меня в бобик и через 10 минут мы уже вернулись с подкреплением.
Вначале подкрепили тех, кто возмущался громче всех, а потом уже общее веселье продолжилось дальше...

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Утро было великолепным.
Мы быстренько набросали продуктов для выхода, спрятав все лишнее под полиэтиленом. Нам повезло - уже самостоятельно образовалась группа "В", изъявившая желание отдохнуть в лагере.

Мы быстро дошли до водопада и искупались.

Там Игорь, он же Майор Мак-Наббс, показал свои пятки... Таких мозолей я еще не видел, но он все равно пошел дальше...
Перед перевалом Иркис мы уже порядком растянулись, и на перевал пошли двумя группами.

В итоге, первая группа уже успела спуститься к месту ночевки и искупаться в озере, спасаясь от жары, а вторая только подходила к стоянке, уже под дождем....

Софийские озера претендуют на звание самых легкодоступных и посещаемых мест в Архызе и при этом очень красивы.

Мы переждали дождик в палатках и после обеда отправились на снежные занятия - кувыркаться с ледорубом.

Закат порадовал отражениями в большом Софийском озере.

Мы освоили простейшие приемы хождения с ледорубом в три такта, траверсирование склона и самозадержание при срыве.

А потом поднялись к маленькому ледничку под Минги-Кель-Баши и уже в темноте походили на кошках по леднику.

Спускались по крутой сыпухе уже в полной темноте - кроме самих занятий, мне очень хотелось внушить ребятам мысль, что если не суетиться и не разбегаться, то в самой ситуации - ночь в горах - нет особой проблемы, хоть и нужно стараться ее избежать.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Утро опять было великолепным!
На восхождение на Минги-Кель-Баши собралась большая компания.

Группа "В" тоже не теряла времени даром...

На перевале Караджаш отпросилась Олька - у нее всегда медленная акклиматизация.

С перевала на вершину ведет простой гребень, вначале осыпно-развалюшный, потом несложный снежно-ледовый участок, потом простые скалы гребня с одним местом, где есть хоть какой-то напряг.

Для доброй половины группы этого явно было мало, и мы решили добавить - я возглавил группу, спускающуюся не по пути подъема, а по более сложному пути - по крутому камнеопасному кулуару прямо на ледник. Половину команды увела Света по пути подъема.
Спуск по кулуару недлинный, но требует предельного внимания в организации движения, чтобы группа не засыпала себя камнями.

"Кулуарщики" спустились быстрее.

А в компании Светы не повезло Саше Захарову - перед самыми палатками он задумался и брякнулся на траву, отчего большой палец у него на руке принял некрасивое положение. Наш врач Рома заподозрил, что перелома нет, а просто вывих, но все равно нужен рентген, да и вправлять, пусть даже вывих, все равно должен специалист. А значит, нужно ехать вниз...
Опять начался дождь...
Посидели в палатках, пообедали. Ждать дальше - спускаться в темноте.
Решили спускаться по пути подъема, учитывая наличие выбитого пальца, стертых ног и дождя.
Растянулись здоровенной колбасой - впереди Света с Сашей и группой поддержки. Почти все время шли под дождем...
Вечером договорились, что завтра утром Сашу и Свету отвезут на машине в Архыз, и дальше они поедут в Зеленчук.
Кавказ 2007
Пролог
Акклиматизационное кольцо, пер.Иркиз, Голубые озера, г.Кельбаши