Главная

Предлагаем

Парапланеризм

Водный туризм

Горный туризм

Зимний сезон в Славско, горные лыжи, сноуборд, полеты с Тростяна, прокат

Отчеты

О клубе

Контакт

Фотогалерея

Baraholka

Наши баннеры


ТРОСТЯН ЗИМОЙ 2005. (автор статьи и фото А. Федак)

Рассказ о горнолыжно-парапланерном сезоне 2005 года на горе Тростян в Славском в Карпатах. Встреча SKY-CLUBом Нового 2005 года. Лыжный патруль Тростяна (впечатления участника). Полеты на параплане(анализ ЧП).

Приключения начались задолго до поездки. Как все нормальные люди, мы купили билеты на поезд еще за 45 дней до отъезда. Брали билеты двумя партиями и в разных кассах. И почему-то у всех оказались билеты на ноябрь, нам чудненько перепутали месяц, а мы и не заметили!
Деньги за билеты не вернули, и новые не выписали. Пришлось ехать на двух авто. Дорога была чистая, снег лежал только в самом Славском и доехали мы легко. В Новый Год все другие горы Украины, кроме Драгобрата, были без снега, и народу пришлось пьянить, а не кататься. А на Тростяне снега хватало, особенно если хорошо знать гору. Мы даже лыжи не ободрали.
Перед отъездом Звездный состав Разъезжаемся!

В первый же мы день встретились с Юрой Мануйловым и заступили в первое в истории лыжного патруля на Тростяне дежурство. Первую неделю 2005 года на Тростяне во главе с отцом патруля Юрой дежурили SKY-CLUBовцы - Володя Литовка, Даша Валковская, Оля Федак и Саша Федак. С 5 января к нам присоединилась Аня Пашкова.
Темнело рано, а по случаю Нового Года вся гора была усеяна слегка подвыпившими, полупьяными и вовсю пьянючими туристами, причем плохо знающими гору и плохо катающимися даже на трезвую голову, а потому работы у нас хватало. К тому же Славские водители, видимо посчитавшие грехом работать в новогоднюю ночь, отправились праздновать, оставив на горе немыслимое количество людей, вынужденных спускаться в полной темноте в горнолыжных ботинках с лыжами на плечах по обледенелой дороге, едва припорошеной снегом.

Володя Литовка Ночной дозор Возвращение На пороге

Мы были при налобных фонариках, потому нас тут же ласково окрестили шахтерами-януковичами, но от помощи не отказывались. Зато пошел густой снег, и было нескучно.
Устав на горе, мы отпраздновали Новый год как примерные семейные лыжники в обществе детей, жен и к ним приравниваемых. А с самого утра начались суровые будни - то трос слетит с опоры, то ребенок потеряется, то кто-то травмируется неизвестно где, и мы его ищем, а отыскав, вызываем спасателей, которые на санях-волокушах волокут пострадавшего вниз.

Новый Год Опять слетел! Володя Микитюк

А в очередях в это время бушевали страсти - поначалу в нас видели этаких хамов в оранжевых жилетках, нагло лезущих без очереди через служебный вход, куда, между прочим, даже померанчевый герой и Посол Доброй Воли скромняга Вакарчук не пролез, даже в обмен на автографы - бесконечная замерзшая очередь встретила это невероятно лестное предложение свирепым молчанием.
При этом ничуть не менее любимая народом Ольга Сумская, скромно прятавшаяся от внимания назойливой публики под белым капюшоном, и честно стоявшая в очереди, любезно согласилась сфотографироваться для истории патруля вместе с Дашей в оранжевой жилетке. Даша, вся залепленная снегом и не рассмотревшая лицо, возмущенно удивилась:
-А чего это вдруг я должна с ней фотографироваться?
Так до самого вечера ничего не сообразила, пока я фото не показал...

Даша Валковская А чего это вдруг? Ольга Сумская Ну, извините...

А снег все шел и шел, обещая хороший длинный сезон, и мешая делать хорошие фото...

Аня и Саша Стартует Володя В полете Леша Посадка на центр

По вечерам Аня устраивала нам концерты. После целого дня на морозе, да 100 гр во время чудесного ужина у пани Марии, великолепное исполнение бардовской песни под гитару, да возле теплой печки, да при наличии кота на интимном месте, вводило в состояние полной нирваны...

Аня и Саша Аня Катя Оля и Даша
Заслушались От де люди кайф ловлять! На заработки

Как всегда бывает в таких случаях, как только народ начал разъезжаться, снежок прекратился и стало совсем красиво, а мы с Аней для разнообразия переселились к ТРЕМ ПОРОСЯТАМ, в просторечье на СВИНАРНИК.
Так обозвали свое скромное жилище (на самом деле речь идет о шикарных коттеджах, процесс построения и эксплуатации которых в условиях дикого государственного капитализма и породил это название) хозяева, знаменитые ТРИ ПОРОСЕНКА (харизматичные НАФ-НАФ, НИФ-НИФ и НУФ-НУФ), они же собравшиеся под одной крышей секс-символы Тростяна, вполне достойные некоторого внимания:
ВИТЯ - несомненно лучший лыжник Тростяна, многие годы летающий по обледеневшим буграм Севера каждый божий день, этакий немногословнуй гуру, способный кататься и на одной ноге, если вторая травмирована (да так, что не угонишься!),
ЮРА - лучший бордер Тростяна, во всяком случае самый оторваный, большой любитель ездить по лесу между елок, ломиться по кустам и бурелому, прыгать с того, с чего прыгать нельзя, ломать по четыре борда за сезон, отец и идейный вдохновитель Тростянского патруля, а также автор всеми любимого сайта www.trostian.com,
АЛЕНА - несомненно лучшая лыжница Тростяна, постоянная партнерша Вити по вальсу на лыжах, супруга Юры, де факто хозяйка Тростянского патруля (гремучая смесь Фрекен Бок и Снежной Королевы), и, по ее словам, Главная Свинья на Свинарнике (а по-моему и на всем Тростяне, в перспективе и во всем Славском, во всяком случае все ее либо любят, либо боятся (я вот вначале любил, а теперь все больше боюсь...)),

Алена Хряк Хрюша Оля и Галя

ГАЛЯ (ака Ангелочек) - дочь Юры и Алены, оторваная бордерша, действительно ангелочек, цветочек, чудом выросший на Свинарнике,
ХРЮША - немецкая овчарка, веселая и общительная, теоретически стерегущая Свинарник, а на самом деле целыми днями валяющая дурака и лыжников по глубокому снегу,
ХРЯК (он же Капец) - классически-полосатый кот, призванный ловить мышей, а на самом деле циничный вор, мошенник и соблазнитель чужих девушек, пушистая игрушка для Гали и Хрюши, а так же всеобщий любимец всех постояльцев, с их помощью принимающий обличье то скалолаза, то космонавта,
Вечный двигатель Не отходя от кассы... Главное не подавиться!

ПОСТОЯЛЬЦЫ - проживающие на Свинарнике лыжники и бордеры, которые приехали на Тростян с преступними целями, а именно
напиться коньяка, походить по коврам в мокрой обуви, покурить и поматериться в доме, поесть и намусорить в комнатах, повозмущаться маленькими порциями, подразнить Хрюшу, поиздеваться над Хряком, поорать ночью под гитару, и при всем при этом не попасться на глаза Главной Свинье.

Свиногурация Цунами Да, да, конечно, летаем! Хряк до... Хряк после...

А когда под теплой крышей Свинарника собирались все вышеперечисленные, да еще во главе с тихим, скромным и воспитанным Цунами, да еще и заступившие в патруль, у Главной Свиньи сразу же прибавлялось забот... Все это хорошо описано на форуме www.trostian.com

SKY-CLUBовцы же коньячину почти не употребляли, так как предпочитали бехеровку, а катание на лыжах удачно совмещали с полетами на парапланах, что вначале отлично вписывалось в общую концепцию патруля, а потом вдруг стало ей противоречить...

Зато с каждым днем, проведенным в патруле становилось понятно, что патруль действительно нужен Тростяну, и даже отношение к нам людей, стоящих в очередях, стало меняться. Я сам много лет катаюсь на лыжах, но только в патруле понял, как непросто на горе начинающим лыжникам, и какой кошмар ожидает тех, кого угораздило получить травму.
Полеты на Западе Мгла рассеивается Посадочный вираж

Спасатели, стаскивающие пострадавших на волокушах, ребята железные, бескорыстные и быстрые. Но Тростян большой, и трасс на нем много. Состояние трасс и по сей день оставляет желать лучшего, и то, от чего прутся экстремалы, является серьезой проблемой для новичков. А потому работы у спасателей много, и они физически не в состоянии успевать везде, иногда люди травмируются одновременно и на разных склонах. Мобильная связь работает не везде, а информация о месте и степени травмы часто бывает недостоверной.
Юг и Центр Боржава на закате Вид из Свинарника

С появлением на горе патруля резко сократилось время между моментом получения травмы и прибытием спасателей, что зимой весьма актуально. На каждом склоне постоянно курсирует как минимум один патрульный, одетый в яркую оранжевую жилетку. Он первым получает весть о несчастном случае (или сам увидит, или от людей услышит), и тут же едет к пострадавшему, сообщив по мощной радиостанции спасателям предварительную информацию.
На Севере диком... Солнечное пятно Высокий Верх

Найдя пострадавшего и приблизительно оценив тяжесть травмы, патрульный передает спасателям точное местоположение травмированного, и остается с ним до прибытия спасателей. Кроме моральной поддержки иногда необходимо переместить постадавшего в более безопасное место, например, убрать из узкого проезда, помочь с теплыми вещами, сообщить друзьям пострадавшего и т.д.

Был случай, когда очень тяжело травмировался бордер, въехавший в дерево далеко в стороне от трасс в лесу за Дальним Западом. Даже найти его было совсем непросто, а потом, увидев степень травмы, я поставил на уши всю гору - весь патруль подключился к спасработам - отыскали сильное обезболивающее, нашли врача, организовали встречу спасателей, чтобы те не промахнулись. Врач потом сказал, что при такой травме - открытый перелом бедра с повреждением артерии, из-за болевого шока и потери крови на морозе, счет идет на минуты...

На борде по Югу Мисс Тростян Семейный экипаж Вызываю спасателей!

Потом мы долго и бурно спорили, имеем ли мы право оказывать первую медицинскую помощь и возить с собой сильнодействующие препараты. Юридически не имеем, и в случае ошибки дело запахнет уголовкой, а потому лучше заняться моральной поддержкой, и ждать спасателей, вместо того, чтобы реально помочь.

Тут наши мнения разделились примерно так - многие патрульные, видящие эти ситуации чуть ли не каждый день, больше склонялись к оказанию помощи, а отцы-командиры, боясь, как бы хорошую идею не загубили на корню и не затаскали всех по судам, настаивали на недопустимости неквалифицированных действий. Если учесть, что за сезон услугами спасателей пользуется приблизительно от 3 до 6 человек в день, а травмируется вдвое больше, и большинство травм не тяжелые, то, пожалуй, правы вторые.

Постепенно удобства и возможности, связанные с наличием патруля, оценили и руководство ДИНАМО, и бугельщики, и отдыхающие. К нашим обязанностям, кроме прямых - ездить по маршруту и искать пострадавших - добавились дополнительные (и как все обходились раньше?)
Мы стали помогать бугельщикам натягивать троса, лопатами чистить дорожки под бугелями и засыпать ямы, поднимать наверх оборваные бугеля, поднимать напитки, искать хронов, потерявшихся в ганделиках, стоять на шестой опоре на центре в случае густого тумана, закрывать склоны (час стоять на вечернем морозе и не пущать братьев лыжников на Запад и Север, чтобы бугельщики могли вовремя уйти домой), и выполнять всякие другие столь же необходимые и интересные работы...

При этом нужно, невзирая ни на что, срання приходить на службу, не опаздывая ни на минуту, последним (т.е. в темноте) уходить с горы, не покидать склоны в дождь и пургу, не прерываться на обед больше, чем на полчаса, не собираться на обед по двое, время от времени выслушивать от всех желающих весьма неприятные вещи (посторонним все время казалось, что нам за это платили, и потому им очень хотелось хоть как-нибудь нас припахать). А на самом деле взамен мы получали только обязанность кататься на дурняк и без очереди...
Так что желающим поучаствовать в патруле исключительно в поисках шары рекомендую НУ ОЧЕНЬ крепко подумать...

Половину из этого списка добрых дел и так добровольно делают многие завсегдатаи Тростяна, так что выдержать в этом режиме неделю вполне реально, зато накатаешься так, что спокойно, без суеты дотянешь до следующей зимы. Я выдержал чуть более двух месяцев, а потом это удовольствие все больше стало напоминать тяжелую работу.

В первый же день вне патруля, с одной стороны, я испытал невероятное облегчение - свобода!!!, а с другой, какую-то бессмысленность своего нахождения на горе... А потому вплотную занялся полетами на параплане и обучением лыжников.

Появился широко известный в узких кругах Миха(Муха), бордер и парашутер-свупер, и добавил к парапланерным полетам парашютные.

Пробный подъем Над центром Старт тандема На посадку
На Севере Над Свинарником

Когда устанавливалась погода, было весьма прикольно летать над Центром, рассматривая сверху Свинарник, бугеля и длинную вереницу Бобиков, ожидающих в очереди вечернего исхода народа с горы. На такой высоте вполне можно было подурачиться, крутя спирали и винговеры, главное не увлекаться этим сверх меры.
Над Бобиками Мороз-Кудесник Зимняя сказка

Приехал на заработки Рост - молодой и горячий пилот из Одессы, хороший, симпатичный парень, но с несколько завышенной самооценкой.
На лыжах кататься не умеет, в горах вообще впервые, но уже рвется летать и катать в тандеме. Говорит, что в Одессе он признанный мастер бризовых полетов. Я предлагаю ему для начала взять у меня крыло и полетать самому, понюхать местных условий, и увидеть особенности старта и посадки, а потом уже катать народ в тандеме.

Но он спешит, говорит, что время - деньги, и даже мою скудную лекцию про местные условия слушает в пол уха. Я с пассажиром улетаю, ветер довольно сильный, и мы летаем в динамике выше горы, пока не замерзаем. Поднимаюсь, и вижу, что он уже нашел себе клиента - маленького китайца, и готовится к старту. Причем расположился у самого троса бугеля. Предлагаю придержать пассажира на старте - отказывается, советую хоть спуститься пониже - не внемлет, говорит, мол, спасибо, и сам справится.
Только я успел отойти с моим пассажиром к нашему крылу, которое я оставил гораздо ниже, как под порывом ветра модный STYLE Роста делает самостарт, он не успевает схватить клеванты, крыло валит людей на спину и тащит в сторону троса. Пилот находит клеванты и пытается погасить ими крыло, но они длинные, а он с пассажиром едет по снегу, и потому вытянуть руки на всю длину клевант не может. В итоге крыло и не взлетает, и не валится, а дрейфует на трос.
Я быстро соображаю, чем все это закончится, и (вот везение - у меня на шее висит радиостанция патрульного) ору по связи спасателям:
-Остановите правый центр, человека тянет на барабан!!!
Пока я дурным голосом повторяю это снова и снова, крыло доезжает до троса, падает на него и цепляется стропами за два бугеля, один из которых едет вверх, а другой вниз. Нижняя часть рвется, а верхняя уверенно едет в сторону опоры и барабана...
Опять везение - трос останавливается. Спасатели в это время мирно грелись у печки в своей комнате, за стенкой которой расположен центральный пульт, и успели вырубить канатку до того, как крыло замотает в барабан...
Попытки спасти крыло Режут стропы

Повозившись с крылом около часа и не сумев его снять, бугельщики просто обрезают стропы ножом, а я советую Росту поскорее исчезнуть, пока его не порвали в клочья обозленные лыжники, намерзшиеся в очереди, и Динамо не выставило счет за простой...
Я ухожу на старт, останавливаю первого же лыжника, он придерживает пассажира, и мы благополучно взлетаем...

Из этой истории братья-пилоты могут сделать следующие выводы:
-никогда не отказываться от помощи других пилотов,
-прислушиваться к словам местных пилотов,
-уметь быстро валить крыло за В-ряд, С-ряд, или глубоко подматывая брейки,
-по возможности не стартовать рядом с канатками,
-уметь работать с крылом и стартовать из положения лежа,
-не спешить с тандем-полетами в незнакомых условиях.
На Западе На Юге Высокий Верх

Меня потом еще долго все, кому не лень, подкалывают вопросами и просьбами рассказать, и как это меня угораздило сесть на канатку...

А Славское оказывается в самом центре здоровенного антициклона, погода просто балует, и был бы здесь рай на земле, если бы не вечно ломающиеся бугеля на Центре, из-за чего прекрасная летная погода оказывется практически профуканой, и вместо того, чтобы летать, приходится кататься по горе с фотоаппаратом за пазухой...

...пытаясь найти на вдоль и поперек объезженой горе свежие сюжеты.

В марте уже вовсю припекает солнышко, и мы с Олей вспоминаем, что кроме черных физиономий, у нас совсем нет подтверждения своей причастности к лыжно-бордерской тусовке.

Фотографируемся на юге на фоне ослепительного снега, а потому очень трудно сделать удачные снимки - контрасты просто безумные.

После снегопадов, изрядно подпортивших народу празднование 8 марта, Запад оказывается просто завален ослепительно белым снегом, кое-где даже надуло симпатичные карнизы.
Нижний Запад Lady in white...

А вот дорогу с Центра вниз уже порядком развезло, и мы стали ездить домой по Окружной. Вначале летишь по лыжне между Центром и Севером, потом минут 10 идешь по лесу с лыжами на плече, зато потом долго и счастливо катишь вниз по широкому гребню до самого дома и снимаешь лыжи у себя на крыльце!

В один из солнечных весенних дней, когда ночью еще свирепствовал мороз, а днем уже вовсю пригревало солнышко, на заснеженных склонах Тростяна чуть было не разыгралась кровавая драма, предотвращенная мужественным поступком экс-патрульной Ольги Федак, пополнившей свой и без того богатый послужной список благородным спасением мышонка, легкомысленно забывшего дорогу домой и беспечно разгуливавшего по прихваченному настом склону на виду у кровожадного чудища.
Микки Маус был вырван из кошмарных лап зверя, которого циничные туристы непонятно почему фамильярно прозвали Пуфиком, оперативно доставлен до ближайшего стога сена и под торжественные апплодисменты многочисленной публики торжественно выпущен на волю...

Обиженый Пуфик Спасатели, вперед! Микки Маус Не понял!...

Прослышавший про этот случай Хряк долго не мог врубиться, почему скромной персоне Микки Мауса было уделено столько внимания...

... и это в те дни, когда снег уже начинает терять зимнюю прелесть, и от утреннего наста до дневной каши всего один шаг, а на юге оборзевшие лыжники даже умудряются срывать страшные лавины...

И народ напоследок ломится на Тростян, запасаясь снежной энергией до следующей зимы...

А во второй половине марта, после дождя и паводка, чуть не смывшего центр села, опять наступает солнечная погода. Несмотря на наличие сезонной карточки и вполне пристойного состояния склонов - даже на юге еще можно кататься - кататься уже не хочется. И уезжать тоже не хочется, и я пару дней лениво брожу по окрестностям и упиваюсь весной...
Вид на Тростян с Варшавки

Потом выезжаю на Тростян и с полчаса летаю над Центром - ну очень жестко, особенно если летать без запаски и на старом школьном крыле, и уже совсем безо всякого удовольствия, скорее исполняя ритуал, делаю парочку прощальных спусков по покрытому настом Югу. Теперь уж точно, до начала следующего сезона снежный зуд не появится!
До свидания, Тростян!

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU