Главная

Предлагаем

Горный туризм

Водный туризм

Парапланеризм

Горные лыжи и сноуборд

Фотоотчеты

О клубе

Контакт

Снаряжение

Ссылки

Форум

Непал, март-апрель 2010. Катманду.

Непал - страна загадочная и непонятная...

По дороге в Катманду, есть храм, мимо которого я проезжала несколько раз, но ни разу не была рядом. Знала только, что это один из самых известных святынь в Непале, поскольку существует верование, что там исполняются желания.

На полдороге мы вышли из автобуса, и я осталась ждать Наташу внизу у канатной дороги. Меня смутила цена на билет, да и расхотелось почему-то ехать. Наташа вернулась часа через два, бледно-зеленого цвета.

Оказалось, что мои знания о храме весьма неполны. Для того, чтобы грозный бог услышал и исполнил желание, ему необходима жертва… Каждый второй ведет на шнурке барашка, жить которому остается считанные минуты, жертвоприношения совершаются каждые 2-3 минуты, все залито кровью, останки горят на жертвенных кострах, с соответствующим запахом. И только мирные буддисты, которым чужды убийства, приносят в жертву кокосовые орехи, которые раскалывают на алтаре.

Катманду - удивительный город. Здесь смешивается воедино все - грязь и цветущие деревья; нищие, побирающиеся на улицах и спящие в придорожных канавах, и позолоченные статуи; индуизм и буддизм… Непал - единственная страна в мире, где государственной религией признан индуизм, но, несмотря на это, в городе огромное количество древних буддистских святынь, поклониться которым приезжают последователи Будды со всего мира.

Одна из таких святынь - Сваямбунатх, или Обезьяних храм. Чтобы подняться к главной ступе, нужно взобраться по тремста шестидесяти пяти ступеням - число дней в году. Хотя сейчас лестницу ремонтируют и мы их не пересчитали.

На лестнице, по всему парку и возле самой ступы - огромное количество обезьян, которых подкармливают монахи и посетители. Несмотря на мои возражения, Наташа взяла с собой связку бананов, чтобы покормить обезьян. Сунула в плотный пакет, но донесла ступеньки до десятой - пакет был разорван пополам подскочившей макакой. Правда, после этого ей пришлось очень быстро удирать, чтобы успеть попробовать хотя бы один банан - подскочившие сородичи тоже имели кое-какие виды на внезапное угощение.

Стены расписаны мантрой "ом мани падме хум" - самой распространенной мантрой в буддизме, которая наделена множеством значений.

На ступенях множество попрошаек. Они приходят сюда семьями, в надежде на туристов.

Чтобы вернуться в Тамел, нужно перейти реку. Слабонервным лучше в Азию вообще не приезжать, но вид этой реки угнетает даже меня, после года, проведенного в Индии и Непале.

В буддизме принято движение по часовой стрелке - все, что делается в ритуальных целях, делается именно в этом направлении: крутятся молитвенные барабаны, обходятся храмы и ступы.

Основным центром тибетского буддизма в Непале считается ступа Будданатх. В центре комплекса находится большая белая ступа, вокруг которой расположены десятки монастырей разных школ и направлений.

Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят также маленькие ступы. Она окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой - по этим ступеням спускается дух.

В первый раз я была здесь на закате. А сейчас мы приехали на рассвете, и застали многолюдное шествие, обтекающее ступу по всем уровням по часовой стрелке. Гиганский человеческий водоворот - паломники, монахи, буддисты. Оказалось, что ступа также служит пристанищем для тысяч голубей, которые, просыпаясь, слетали вниз на завтрак. Завтрак обеспечивали тетушки в тибетской одежде, которые продавали зерно на нижних ступенях.

На рассвете многие приходят сюда молиться и медитировать.

Во славу Будде также выставляются чашечки с маслом, и совершаются ароматические возжигания.

Ступа окружена по кругу четырехэтажными домами, где зачастую верхний этаж и крыша - это ресторанчик. Отсюда, обойдя ступу по всем уровням, мы еще какое-то время наблюдали за площадью, прихлебывая на удивление хороший масала чай.

После буддистской площади Будданатх Наташа поехала в Пашупатинатх - крупный индуистский храмовый комплекс.

Здесь все по другому… Многие считают Пашупатинатх самым важным в мире святым храмом Шивы. Каждый день сюда приезжают тысячи паломников со всего мира, преимущественно из Непала и Индии. Местные жители также очень почитают Пашупатинатх, множество непальцев каждый день посещают этот храм ранним утром и получают благословение Шивы.

На берегу реки стоят основные храмы, куда для тех, кто не исповедует индуизм, вход запрещен, но многое можно увидеть с противоположного берега. Вдоль реки расположены постаменты для погребальных костров. У храмов - дом ожидающих смерти, куда приходят старики, и живут там последние недели под присмотром астрологов, точно определяющих момент их смерти. К северу от моста сжигают представителей высших каст, к югу от моста - постаменты для низких каст. Погребальный ритуал довольно сложен, правильное его исполнение способствует удачной реинкарнации. После сожжения прах пускают вниз по реке. В Багмати, как и в Ганге, купаются для ритуального очищения. Там же омывают мёртвых перед погребением. По реке пускают вещи, которые ниже вылавливают йоги.

В глубине парка на холме - Гокарнатский храм. При входе в парк на террасах сидят садху - странствующие йоги. Они не стремятся к лучшим перерождениям, а стремятся постичь высшие миры. Их не сжигают на кострах, как других. Они обычно одеты в чистую одежду броско-оранжевого цвета. Некоторые медитируют, кое-кто исполняет всевозможные асаны, кто-то фотографируется с туристами, и потом просит за это деньги.

Следующим местом, которое нам хотелось посетить, был Бхактапур - городок километрах в пятнадцати от Катманду.

Мне, при входе в ворота кажется, что мы переносимся лет на пятьсот назад - люди живут так же, как и жили тогда. Провода, попадающиеся иногда мотоциклы, токарные станки в мастерских выглядят немного неуместно, как будто их приволокли сюда из другой эпохи.

Женщины по утрам набирают воду из колодцев, мастера в многочисленных магазинчиках вырезают по камню и по дереву самодельными инструментами, гончары крутят круг так же, как делали это их отцы, деды и прадеды..

В то время, как Бхактапур был столицей королевства Малла, здесь были возведены дворцы и храмы, дошедшие до наших дней. Храмовые и дворцовые комплексы украшены потрясающей по красоте резьбой по дереву - из дерева вырезаны карнизы, пилястры, целые балконы и окна, изображения богов и священных животных.

Вот и все… Завтра нам лететь домой. Для Наташи это конец весьма насыщенных и разнообразных трех недель, для меня целого года путешествий.

Уезжать немного грустно, и не могу поверить, что через сутки я буду в Киеве. Ну что ж, придется приезжать сюда снова и снова, потому что более разнообразная и загадочная горная страна в мире вряд ли отыщется.

Вот так и ложится на сердце гора за горой,

Их радость и тяжесть, повенчанные высотою.

Мы снова уходим, хоть нам и не сладко порой,

Уж лучше тяжелое сердце, чем сердце пустое.

Трек
Читван
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU