Главная

Предлагаем

Парапланеризм

Водный туризм

Горный туризм

Горные лыжи и сноуборд

Фотоотчеты

О клубе

Контакт

Снаряжение

Ссылки

Форум

Байкал 2005 (автор А. Федак, фото А.Федак)

Отчет о походе по Байкалу на парусно-моторном катамаране от Северобайкальска до Листвянки с восхождением на гору Черского 2588м(2А) в Байкальском хребте.

Для меня эта встреча с Байкалом была уже четвертой. Каждый раз это были непередаваемые словами впечатления, но только теперь я с полной уверенностью могу сказать, что наконец-то я знаю, как нужно путешествовать по Славному морю. Именно так, как в этот раз!

ПРОЛОГ
Я настроил грандиозных планов и мы практически все выполнили. Была только одна грубая ошибка - я не предусмотрел наличие мегеры предпенсионного возраста в службе безопасности аэропорта Иркутска, но эта ошибка принесла проблемы только мне лично.
Итак, после предидущих походов по Байкалу очень хотелось сделать все безупречно красиво. Мечтала побывать на Байкале моя дочь Оля, и этот поход в какой-то мере задумывался как подарок ей.
Под этот проект я решился на покупку новенького 6.5 метрового катамарана в Фиорд-Боте (большое им спасибо за качественное исполнение!), 5-лошадника HONDA-спасибо Косте Широкову за организацию серьезной скидки при покупке, спасибо Марине Гнидан и теплой компании сотрудников Хаммер-Центра, своим участием в наших рафтингах посодействовавших приобретению этого снаряжения. Огромное спасибо моему отцу Владимиру Федаку, своими руками и буквально ,,на коленях,, сотворившему все катамаранское оборудование - от шверта до мачты.
В итоге у нас получился полноценный бермудский шлюп с гротом 6м, генуей 6м, и 10 метровым спинакером от 470(спасибо Алексею Колеснику). Все хозяйство вкупе с мотором затянуло 120 кг, что при грузоподъемности в тонну и вместимости 8 человек для серьезного похода результат великолепный. Груда металла сверлилась, пилилась и настраивалась в последние дни перед выездом, так что спать в ночь перед вылетом мне не пришлось.
Состав группы несколько раз менялся, и в итоге получилась солянка сборная из 8 участников, знакомых со мной и не знакомых друг с другом. А знакомство с львовянином Борей, отыскавшим нас в недрах всемирной паутины, вообще состоялось в день выезда. Я рискнул и выиграл - Боря оказался на редкость хорошим человеком!

Саша Федак Оля Федак Паша Сачек Марина Гнидан
Саша Павлова Игорь Кизуб Марина Ковба Боря Шаров

ДОРОГА
Мы летели по маршруту Киев-Москва-Иркутск российской компанией Трансаэро, приятно удивившей нас БОИНГами и симпатичными молоденькими стюардессами. Мы даже задумались, куда они деваются, когда становятся постарше? Не иначе, как выходят замуж. А кому не повезло? Родилась версия, что растолстевшие и постаревшие неудачницы становятся теми самыми вредными тетками в наземных службах, которые своим хамством всячески мешают авиакомпаниям сделать ,,ваш полет приятным,,. Если бы мы знали, как близки были к истине...
Нас немного помурыжили с багажом - пришлось перепаковывать все так, чтобы место весило меньше 30 кг, чтобы носильщики, ворующие всякие мелочи из багажа( уперли нож, фонарик, немного веревки - и для чего?) часом не надорвались на работе, и врать что тюки с рамой и мачтой короче 190 см(220 на самом деле).

В Москве порадовали свои приколы - после металлоискателя нас нежно облапила весьма приятная на вид дама в униформе, проходить за ворота пришлось без обуви и верхней одежды(это мы несли в тазиках), при этом наши ноги украшали одноразовые поциленовые тапочки. Жить захочешь, не так раскорячишься...Нововведение нам понравилось.
На подлете к Иркутску мы залюбовались рассветом, Ангарой и ее укутанными густым туманом берегами, из которого кое-где проступали крыши домов. Наш БОИНГ сделал круг и весело пошел на посадку. Хороший самолет и в салоне тихо. А вот аэропорт не очень. Расположен в черте города, полоса короткая, современной посадочной системы наверняка нет. Зато есть туман, так как полосу мудро расположили в низинке.
Пилот бодро пролетел над самыми крышами домов и смело нырнул в туман. Пассажиры явно напряглись и вцепились в сиденья, ожидая момента приземления. Туман был такой, что даже огни на крыльях не различались. Самолет завис - совершенно очевидно, что в сознании пилота сейчас борются двое - джигит и ответственный человек. Несколько мучительных секунд... и второй побеждает - самолет взмывает вверх, едва не цепляя за крыши домов...Громкий выдох 150 пассажиров... Кружим над городом. Приятный усталый голос пилота:
-Говорит командир корабля. Сами видите, какая погода. Немного подождем и полетим на запасной аэродром.
Летим в Братск. Там туман еще гуще, вообще земли не видно, но мы уверенно снижаемся. Оказывается, аэродром расположен на плато, гордо возвышающемся над тайгой, и туманом тут и не пахнет. Нервные и бурные апплодисменты...
Короче говоря, кода мы все же приземлились в Иркутске, наша КОМЕТА давно уже ушла. Зато мы купили билеты на следующую, через два дня, и затарились продуктами, бензином, а также наняли бусик и переехали в Листвянку.
Расположились на галечном пляже в самом дальнем углу поселка и до наступления темноты успели искупаться и попить вина. Вода холоднючая...

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Лентяйничаем и неторопливо собираем катамаран. Он уже прошел испытания на Южном Буге, даже прошел знаменитый Гарт, но мы еще ни разу не запускали новенький мотор, и никто не умеет это делать. Первый и пока последий раз я крутил ручку подвесного лодочного мотора в 6 классе...
Но HONDA в рекламе не нуждается - мотор завелся, причем путем экспериментов и консультаций с местными выяснилось, что вытягивать подсос, как написано в инструкции, не требуется(?). Мы дали ему потарахтеть вхолостую и принялись за обкатку.

Выяснилось, что транец под мотор великоват и на полном ходу цепляет за воду. Пришлось идти в поселок и отпиливать лишнее, благо сразу нашли дом с приличной мастерской. Покатавшись вдоль берега несколько часов, мы перебрались в живописную бухту перед мысом Сытый.
Вечером поставили сеть. Как выяснилось, на краю бездны. Дно оказалось настолько крутым, что сеть съехала вниз по склону, и поплавки утонули. Пришлось мастерить якорь- кошку, связывать все имеющиеся веревки, и несколько часов тралить дно. Скучать не пришлось, но в итоге кормилица-сеть была спасена.

ДЕНЬ ВТОРОЙ
Утром шел дождь. Во второй половине дня мы проплыли мимо Листвянки, пересекли устье Ангары и заночевали в Порту Байкал прямо на деревянном пирсе. Кстати, перрон на железнодорожной станции тоже деревянный. Вечером был ну очень сильный дождь, как потом выяснится - последний в этом походе.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Загружаемся в КОМЕТУ. Следующие 10 часов попиваем пиво и наблюдаем, как пейзажи, один величественнее другого, сменяют друг друга. Мы несемся на подводных крыльях в километре от берега, и к вечеру весь Байкал кажется покоренным. Красиво, как в клубе кинопутешествий. И примерно с таким же эффектом присутствия. Так что, если вы решите купить тур на Байкал и поплавать по нему на КОМЕТЕ или крупных судах, с баром и гальюном, - послушайте эксперта - лучше потраттесь на хороший видеофильм. Ибо находясь среди благ цивилизации уникальностью Байкала не проникнешся, и вкуса сполна не ощутишь... Ну примерно, как есть красивая женщина, а есть ее фотография... Вот и выбирайте..
Гора Тондора Байкальский хребет У мыса Котельниковский

Была слабая надежда высадиться на мысе Котельниковском и сэкономить пару дней, но проходящих судов не встретилось, а КОМЕТА к берегу не подойдет. Вечером прибыли в Северо-Байкальск и расположились в гостеприимном яхт-клубе. Уж не знаю почему(ведь север Байкала находится на широте Москвы), но ночью долго не наступала темнота, получилось что-то вроде карельских белых ночей.
Время прошло в светских беседах, подогреваемых вином и присутствием попутчика - 20-летний немецкий студент, очень приятный парень, решил попутешествовать по России, и, подучив русский, в одиночку забрался в Сибирь. Лично меня парень поразил ясностью ума и трезвостью суждений по любому вопросу...

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
Теперь прямо в яхт-клубе можно получить пропуск в заказники и заповедники - очень удобно, только плати деньги. Утром приходит тетушка и все оформляет. Мы не смогли убежать до ее прихода и она облегчила нашу кассу за день пребывания на Котельниковском.

Вода в море оказалась на удивление теплой - на севере все время царил полный штиль и невообразимая жара. Идем на моторе до мыса Тонкий, где и обедаем. Берег, с КОМЕТЫ казавшийся однообразным, сблизи удивительно красив, рельеф изрезан, повсюду лес на живописных скалах.
Выяснилось, что от распределения груза сильно зависит скорость катамарана. Если не стараться, то он тянет большую волну и идет 9.5-10 км в час(по JPS), а если его хорошо отцентровать, то волна уменьшается, складываясь за кормой в аккуратный треугольник, и скорость при полной загрузке(а это тонна!) составляет 12-12.5 км в час по гладкой воде. Это в режиме три четверти. Расход при обкатке составил 2-2.2литра(после обкатки 1.7 литра). Очень экономично, но все же не верьте, когда в проспектах пишут про 1.1 литра.
На острове Богучанский мы невольно распугали птенцов чайки, а на мысе Берла приняли участие в тушении остатков лесного пожара - какие-то умники бросили костер, разведенный в хвойном лесу. Мы всегда разводили огонь на пляже в метре от воды- и безопасно и волны смоют все следы
Мы могли дойти до Котелков, но хотелось в первый день настоящего ухода от цивилизации поменьше моторного рычанья, пораньше остановиться , и к тому же в красивом месте, и поваляться на травке в теплых вечерних лучах, и рыбки покушать. А потому остановились рано...
На острове Богучанский Островной Иван-Чай Остров Богучанский
Мыс Красный Яр На мысе Берла Наконец расслабились

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

... прогадали. Утром, пока мы жарили рыбу, налетел ветер, вначале попутный, я даже успел пострадать, что не собрал мачту. Потом задуло в лоб и от души - ВМОРДУВИНД, по капитану Врунгелю. Мгновенно раскачало волну. А волна на Байкале не подарок - очень короткая и очень крутая. Кат выдержал все с честью - рама показала свою жесткость, транец под мотор тоже порадовал. И мотор ни разу не захлебнулся, хоть и окатывался волной не один раз. Правда сидящих впереди изрядно заливало, и скорость наша падала иногда до 3 км в час. И все же к обеду мы добрались до Котелков, и, оставив наш крейсер у причала рядом с турбазой под присмотром работающего там народа, двинули на неделю в тайгу на покорение горы Черского.

База на Котелках, славящаяся целебной водой горячего источника - бывшая БАМовская собственность - теперь прихватизирована и там идет перестройка - строятся теннисные корты(!), все заливается бетоном - дорожки, мостики. Говорят проект для полноценного человеческого отдыха на 6(!) мест. Ясно, что когда все построят, то засадят пальмами, обнесут колючей проволокой и поставят автоматчиков, и, боюсь, катамараны на хранение принимать не будут...
Мы даже успеваем сделать несколько переходов по ущелью Куркулы, причем все, даже массивный Боря, бегут с такой скоростью, что я едва поспеваю. Знакомая картина - у кого бурный старт...Иду впереди и пресекаю излишнюю резвость. Почему-то присутствуют комары и мошка. А раньше не было. Ночуем на полянке у первого прижима Куркулы.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ
Весело топаем вверх по Куркуле. Вверх - это пока только орографически, набор незначительный, но пейзажи меняются часто. Согласно традиции, купаемся на каждом привале.

Обедаем на поляне у реки Пешеходная. Жара спадает и мы идем дальше. К вечеру, уже порядком измотанные, приходим на Кедровую поляну перед мостом у ручья Водопадный.

Поляна - классическое место ночевки всех путешествующих в этом районе. Таких здесь немного, но этого достаточно, чтобы бурундучки, обычно такие суетные и пугливые, нагло и цинично не замечая людей, спокойно занимались своими делами. А получив в подарок кусочек сыра, важно позировали перед камерой.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ
Переходим по акробатическому мостику через ручей и начинаем подъем к озеру Гитара, одному из красивейших в районе. Тропа часто продирается через кедровый стланник, и все, что не спрятано внутрь рюкзака, либо рвется, либо теряется, а Боря раздирает в кровь обгоревшие на солнце и искусаные мошкарой ноги.


На Гитаре мы обедаем и неторопливо идем дальше - к озеру Тазик, вдоль наледи и водопада Большой Каскад, на озера Проточное, Запятая, Изумрудное. Останавливаемся недалеко от ледника под горой Черского на берегу маленького и неприлично теплого озера. Завтра восхождение на гору Черского 2А, 2588м. Как написано на хорошей карте от Кошелева - есть путь, проходимый без специального альпинистского снаряжения. Не очень-то этому веря, мы прихватили из Киева 40м основной веревки и несколько обвязок на всякий случай. И не ошиблись...
Пик Непокоренный В лесотундре На границе леса
Озеро Гитара Классика жанра Озеро Тазик
Большой Каскад На плитах Каскада Скалы Близнецы
На озере Проточном Пик Птица Под наледью
Озеро Запятая Озеро Изумрудное Вечер на Изумрудном

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
Восхождение. Несколько лет назад я не решился на подъем! Дело было в сентябре и вся гора была завалена свежевыпавшим снегом - тогда мы с Пашей сходили на соседний пик Птица 2426м - выглядит красиво, а идется легко. А теперь крутые наклонные плиты, ведущие на гребень Черского были идеально сухими. Я очень вяло будил народ, надеясь, что большинство проспит. На эту удочку попались только Оля и большая Марина. Последняя к тому же забыла на берегу моря обвязку... Мы довольно бодро пробежали большую часть плит, крутизна их все возрастала и возрастала, пока не возросла до неприличия, и пришлось провесить перила. Так как это не было предусмотрено заранее , то и предварительных тренировок тоже не было, и происходящее явилось для народа большим откровением и времени отняло немало...

В тени Птицы Первая веревка На жандарме На вершине

Наконец мы на гребне, как по мне, совсем несложном. И все же времени валом, но народ весьма измучен подъемом и дальше идти не желает. Вот и здорово - мы с Пашей весело бежим вперед, а ребята прячутся от палящего солнца за скалы на гребне. В связке идем по узкому гребню, обходим жандарм, а после него веревка больше не требуется. Еще немного ишачки, вот мы на вершине. Перед нами открывается великолепная панорама Ленской тайги, далеко внизу все такое уютное, зеленое и плоское, и никакого жилья до горизонта, только озера и альпийские луга, а еще ниже бесконечное зеленое море тайги. Это все на севере. А на юге - Байкал, почти везде перечеркнутый грандиозной горной грядой, с самыми высокими и остроконечными пиками вокруг нас. И никакого жилья. Внушает!!!
А на вершине, как следует из записок, посещаемой одним-двумя психами раз в два-три года, стоит разваленный триангулятор и на нем висят клава с мышкой(весьма стильно), а у подножия валяется якорь. Килограмм эдак на 20. Изощренный цинизм по отношению к тем, кто выдохся и застрял на полпути...
На спуске срезаю углы и изящно глиссирую по довольно крутому снежному склону-гребню, используя как альпеншток обломок треножника. С перемычки, ясное дело, все смотрится страшнее, чем есть на самом деле, и ребята там волнуются - если мы улетим с гребня, кто спустит их вниз???
На гребне Выше Птицы Спортивный спуск

Встречают нас с неподдельной радостью. Начинаем спуск. Повесили две веревки, а для некоторых и три - идти вниз намного некомфортнее. И как только мы здесь поднимались? У Марины со спуском совсем не сложилось, и Паша остался ее сопровождать, а Боря так освоился, что пришлось бежать вслед за ним, чтобы не свернул не в тот кулуар, а потом долго валяться в первой же теплой луже, поджидая отстающих...
Крутячина В зазеркалье Здрасьте!

Наконец все спустились, добрели или добежали до палаток и попадали в теплое озеро. И тут нам поведали, что в лагере тоже скучать не приходилось. Не успели мы удалится, как в гости к барышням пожаловал косолапый попрошайка. Не суетясь покружил вокруг палаток, старательно вылизал камни, на которых лежали остатки еды, и жадно втягивал носом воздух, поглядывая при этом на слабый пол с нескрываемым интересом... Девченки попрятали в полиэтилен всю еду и попрятались в палатки, вооружившись газовыми горелками на случай нападения. Но медведище ограничился объедками, купанием в реке и валянием в снегу. Весь день то приходил, то уходил. Пришел и вечером. Не очень большой, особенно, если близко не подходит. Не очень любит позировать.
Зато Марина любит спать за палаткой. Уговоры ни к чему не привели, и в эту ночь Марина тоже отправилась ко сну на воздуси. Правда, посреди ночи все же вломилась к нам в палатку со словами, ,,все ходит вокруг и фырчит, ну как тут уснешь?,,
Купатися? Чи не купатися? Ну чем не Рерих?

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ
Проспавшись, мы как-то сразу решили, что пробиваться к Байкалу через два высоких перевала - Солнечный и Ежик, а потом по совершенно дикому и плохо проходимому Молоконскому каньону нам не хочется. После такого изматывающего восхождения это уже через край. А добежать до моря по пути подъема можно и за два дня. На том и порешили. Пока собирались, пришел косолапый, но так как еды не нашел, то обиженно удалился. Решили его не баловать, а то привыкнет к людям, расслабится, а люди разные бывают, и пойдет наш симпатяга на шкуру...
Гора Черского Пер. Солнечный Ну, это, я пошел...

Только двинулись вниз, как опять натолкнулись на Мишку. Он, расположившись среди цветочков подобно библейской овечке, мирно пощипывал травку. Мы подошли поближе. Потом еще. Он удивленно поднял голову -НЕ ПОНЯЛ!!!
И сделал шаг в нашу сторону. И сразу из медвежонка-трехлетки стал большим и внушительным... НЕ ПОНЯЛ?!!
Пер. Иркутских Туристов НЕ ПОНЯЛ?!! Гладь Запятой

Девченки мигом достали посуду и принялись по ней барабанить(миску помяли). Мохнатый неодобрительно посмотрел на нас и неторопливо принялся щипать травку - и своих проблем хватает, из-за засухи с черникой не сложилось, а тут еще эти шумят...
Тазик с Гитарой Красота! Берега Гитары

Доскакали до ручья Водопадный и остановились на обед. Пока отдыхали, читали чужие записки из ПЭТ бутылки, этакая таежная газета. Узнали, что нашим предшественникам везло меньше - кого снегом засыпало, кого дождем заливало, а кого и градом побило. А нахального бурундука, живущего под корнями самого большого кедра зовут Барсик, и если его покормить сыром, то нам будет сопутствовать удача. Так вот почему нам так везет!
К вечеру добрели до реки Пешеходной, где и заночевали.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

Добежали до Котелков, пообедали , забрали кат и заброску и немного заплыли за мыс. Вечером я удалился в кусты и чуть не помер от страха, когда какая-то животина заорала дурным голосом, да так громко, жутко и близко, что я чуть не оконфузился. Кажется, это брачная песня маленького лесного оленя... Приди, лесной олень...

ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ
Объелись хариусом, а что не сумели съесть, присолили и продолжили через 3 часа. Сырой присоленый хариус, с лучком, специями и лимончиком вкусен до неприличия. Проплыли мимо грандиозного Молоконского каньона, и прикольного мыса Коврижка, можно было сунуться в каньон с этой стороны, но так чудесно было лежать на палубе под нежный рокот мотора, и рассекать Байкала гладь, рассматривая развалившихся на рюкзаках симпатичных девушек, а не ломиться по комариному бурелому, раздирая ноги о коряги, что мы обломались...

Обедали на мысе Мужинай. Прямо на мысу посреди зноя стоит деревцо, в пяти метрах за ним начинается здоровенное мелководное озеро, в 30-градусной воде которого снуют стайки окуньков, тычущихся в ноги, дальний берег порос диковинными деревьями, перегретый воздух насыщен дурманящими цветочными ароматами, из воды вот-вот высунется рожа динозавра. Не высовывается только потому, что голые девченки своим счастливым визгом распугали всех хищников на пять верст вокруг, а бородатые мужики грызут сырую рыбу, запивая ее, за не имением лучшего, кофе NESKAFFE со сгущенкой. От этого сочетания они, собсссно, и вымерли...

К вечеру, не напрягаясь, добрались до мыса Малая Коса, где среди прочих дел, поухаживали за мотором - сменили масло в картере и редукторе.

ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ

Это уже стало настоящей проблемой - каждое утро начиналось с разбирания сети и коллективной возни с хариусом. Мы извращались, как умели - уха, рыба жареная, печеная в фольге, копченая в дыму, и, конечно сырая, чуть присоленная.


Игорь и Саша, на свою беду, недавно защитили кандидатские по биологии, а потому разделывая рыбу, естесссно, преследуют не только гастрономический интерес, а ищут в ней всякую дрянь... А кто ищет, тот всегда найдет. Нашли круглых червей во внутренностях. Как по мне, явление широко распространенное, видели бы люди, какая жизнь бурлит у них под ногтями!
Закончилось тем, что все перешли на жареную рыбу, а я остался один на один с тазиком слабосоленой, чему был несказанно рад...
А впереди у нас лежала территория Байкало-Ленского заповедника, береговая линия которого протянулась на 110км.

Примерно посередине, в районе мыса Солонцовый, довольно мудро выделен 5-километровый участок с бухтой Заворотной посередине. В бухте можно спрятаться от шторма, остановиться на ночлег, попариться в баньке и слегка приобщиться к цивилизации. Последнее не входило в наши планы, да и погода была чудесной, и мы остановились прямо на мысу. Берега здесь на редкость красивы - описывать бесполезно, а рыбы...Вечер был украшен туманом, то появляющимся, то исчезающим...

ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ

Участок берега в районе мыса Покойники невероятно живописен, а грандиозные отвесные полуторакилометровые скалы мыса Шартлай, каньоны Риты и Солнцепади издавна вызывали у людей чувства поклонения силам природы. Даже сейчас экипаж КОМЕТЫ, проплывая мимо, благоговейно крестится и бросает в море мелочь, чтобы задобрить обитающих там духов. А нас посетила эйфория...

Интересна история названия мыса Покойники. За хребтом находится исток Лены. Когда казаки, поднявшись вверх по реке, перевалили через горы и увидали застывшую гладь моря, один из них изрек:
-Как же здесь покойно!
Что правда, то правда. Душа здесь переполняется чувствами сильными и чистыми, как сама вода Байкала...

На мысу расположена усадьба заповедника, и когда мы проплывали мимо, к нам подлетела моторка. Вежливо и несуетно приятный лесник спросил документы и поинтересовался, где же мы ночевали. А мы показали вечернее фото мыса Заворотный с палатками и катом на берегу, и, не поимев никаких проблем, поплыли дальше. Спасибо цифровым технологиям и величию здешних мест - живя среди таких красот, лесники не опускаются до доставания бедных туристов...


А у нас произошло какое-то пресыщение красотой, уже не заводили ни стройные ножки, ни величественная гладь Байкала. Добрая половина команды бессовестно топила массу... Может давление упало?

Мы выбрались за границы заповедника и остановились за мысом Кочериковским. Где-то в горах бушевала гроза, но нам достались только величественные виды.

ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ
К обеду добрались до Онгурена - первый поселок за все время. По дороге нас изрядно вымучил сильный, очень порывистый псевдопопутный ветер. Такого безобразия я еще не встречал - перепады по силе от штиля до 10м. в с., а по направлению до 180 градусов. Мы несколько раз меняли мотор на руль, руль на мотор, ставили и убирали паруса. В конце концов матросы научились это делать , командор охрип давать каманды, а спинакер получил гордое имя ГЕМОРРОЕРР, ибо нести этот парус в таких условиях далеко не мед.

Барышни сходили в поселок за сгущенкой, вафлями, пивом и водкой - стандартный русский набор, а мы развлекались, наблюдая за возней бурятских детишек. Почему-то возле нас собрались одни девченки, все веселые и довольные жизнью. На меня произвели очень приятное впечатление, совсем не стеснительные, но при этом хорошо воспитанные, некоторые приехали из Улан-Удэ к бабушкам и дедушкам, имеют прочный маасковский акцент и обещают в скорем времени сменить его на английский! Рискну высказать мнение, что тесное общение со славянами все же принесло бурятам пользы больше, чем вреда - смешаные браки здесь обычное дело, и детишки получаются красивые. Те, кто приехал из города имеют тонкие и правильные черты лица, просто красавицы. Если бы всякие немцы и французы увидели, чем богата земля постсовковая, от зависти съели бы свои тапочки...

Игорь, флегматичности которого мог бы позавидовать сам майор Мак-Наббс, вероятно поехал на Байкал только ради охоты на жуков. С энтузиазмом небезизвестного кузена Бенедикта, он с первого же дня не давал прохода несчастным насекомым, отлавливал всех подряд и заточал в морильную банку. А потом любовно накалывал на булавочки и раскладывал по коробочкам. А сегодня в натуралисте проснулся великий гуманист, который решил возместить природе нанесеный ущерб - Игорь занялся селекцией...

К вечеру мы доплыли до живописной местности под названием Зама. Разжились бензином. Обленились настолько, что даже сеть не поставили.

ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ

Пересекаем Малое Море - пролив шириной до 20 км между берегом моря и островом Ольхон. Пока мы плывем, я добираюсь до дна посудины с малосольным хариусом, ехидно ухмыляюсь, народ не выдерживает, и кандидаты биологии вырывают из моих рук кастрюлю, и, смачно чавкая, поедают все, что осталось. Век живи - век учись! И шо цэ им дало?..

Причаливаем к мраморному мысу Саган-Хушур - одной из шаманских святынь Бурятии. Утреннее освещение убивает все краски(тут необходимо вечернее), но все равно очень красиво. Затем огибаем скалистый мыс Хобой - северную оконечность Ольхона.

Как по мне, так скалы на участке Хобой - падь Узуры самые живописные на Байкале, а восточный берег Ольхона - самое нерпичье место. Нерпы и раньше было много, все время нас окружали их любопытные мордочки, высовывающиеся из воды и не подпускающие на расстояние удачного снимка, а тут они просто достали! Вообще-то нерпа питается придонными рыбами вроде бычков, и в природе хариуса ей не поймать, а вот чужую сеть расбарахолить - тут они мастера. Вынимаешь сеть, а там одни обглоданные кости. Абыдно, да!

В пади Узуры лес изобилует грибами - фаллическими символами, а степь сусликами, которые, когда идешь к ним без фотоаппарата, совсем ручные, а когда при нем - соответственно...
За мысом Шунтэ-Правый нам пришлось спрятаться от начавшегося шторма, и я использовал эту паузу для подъема на отрог горы Жима 1274 м - самой высокой на Ольхоне. Напугал лося и стадо оленей...

Мыс Ижемей опплывали уже в сумерках, только величественные неприступные скалы, никакой жизни вокруг и причалить негде. Сунулись в залив Уланур - не понравилось. Настоящий Берег Скелетов. Нерпичьих. Видать люди весной тут крепко браконьерят -в это время на свет появляются нерпята - бельки и нерпа совершенно беспомощна.


Приютились на узкой галечной полосе на мысу Хара-Хушун.

ДЕНЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ
Идем вдоль совершенно дикого восточного берега Ольхона - продолжаются приколы с ветром и геморроерром. Маленькую бухточку на мысе Ухан барышни обозвали Анталией - кристально чистая и неприлично теплая голубая вода и яркие краски горных склонов...
За мысом лес постепенно редеет, а потом и вовсе исчезает - начинается степная зона. Горы все мельчают и мельчают, и наконец, за мысом Уншуй появляется пролив Ольхонские ворота
Вмиг появляются все прелести цивилизации - своры автомобилей в каждой бухте, километровая очередь на паром в Сахюрте, куда мы зашли за продуктами и бензином, водка на берегу и бензиновая пленка на воде. Пытаемся убежать от этих радостей и ночуем в безымянной бухточке за проливом. Все время мимо нас снуют суденышки и моторки, на берегу нет ничего, что может гореть, улов получился просто смешной, короче, Байкал здесь явно не справляется с количеством людей...

Перед сном устраиваю Совет Стаи - если идем дальше, то двигаться нужно побыстрее и рюкзак брать потяжелее, а то рискуем не успеть, ведь этот участок описывается в лоции, как более ветреный, а значит есть риск потерять время из-за штормов. Назначаем Пашу ответственным за ранние подъемы и быстрые сборы, так как роль комиссара меня уже утомила...

ДЕНЬ СЕМНАДЦАТЫЙ
Паше удается тихо-мирно поднять народ, улов получается мизерный, и выходим мы рано. Поднимается попутный ветер, дующий немного с берега. Берега здесь высокие и скалистые, а потому ветер опять на редкость рваный. Мы прошли какое-то время под парусами, но удовольствие это спорное. Чтобы уйти от роторов, вызванных высокими берегами, нужно уходить далеко в море, а там уже штормит. Мы боролись почти до залива Ая, а потом перешли на мотор. Вошли в залив и пошли искать наскальные рисунки, коих немало, если верить литературе. Ничего не нашли, кроме траншей- следы раскопок. А скалы залива оказались сложены настолько рыхлыми породами, что возникло сомнение в древности рисунков, даже если их и удастся найти. Скорее всего это копии чего-то более древнего, а оригиналы давно разрушились(мое предположение).

Пока занимались поисками, разыгрался настоящий шторм, что стало ясно, как только мы вышли из залива. Нашей решимости хватило только на то, чтобы обогнуть скалу Тондора и спрятаться от волн в широком заливе Усть-Анга. Пообедали и решились продолжить плавание. Все таки идти по волне с попутным ветром полегче, чем с противным. Если подует с юга, то мы серьезно рискуем не успеть на самолет. Делаем героический переход почти до мыса Крестовский и опять прячемся в бухточку. Еще одна вылазка и опять волны едва не заливают мотор, постоянно приходится лавировать между волнами, то взбираться на волну, то по косой с нее соскальзывать. При этом скорость существенно возрастает, а при малейшей ошибке на выходе получаешь холодный душ в интимное место из щели между палубой и баллоном. Прячемся за мысом Крестовским.

Еще один переход и останавливаемся на ночлег межды мысами Бора-Елга и Голый в живописном распадке в чудесном сосновом лесу.

ДЕНЬ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ
Улов совсем смешной. По штилю быстро доходим до поселка Бугульдейка, уютно расположившегося в устье одноименной реки.

Пополняем запасы пива и сгущенки. О сгущенке - в этом походе еды было вдоволь, но так как человек жить не может без дефицита, то его нужно было создать. Решили, что в этот раз это будет сгущенка. Особенно вареная. Легкие скандальчики по поводу ее нехватки и несправедливого дележа устраивали даже те, кто терпеть ее не мог. Правда, далеко это не заходило...

Обедаем в райском уголке посреди череды поросших сосной песчаных пляжей в районе губы Песочной.
К вечеру без особых приключений мы добрались до одной из самых знаменитых байкальских достопримечательностей - Бухты Песчаной. Сюда регулярно ходит теплоход ,,Баргузин,, из Иркутска, а потому народу тут полно и все больше матрасного направления.

Окресности здесь действительно на редкость живописны, и хоть нет в них сурового величия грандиозных и безлюдных северных гор, зато есть крымско-конфетная красота и уют песчаных пляжей и теплого соснового леса. Мы покрутились возле самых знаменитых скал мыса Большая Колокольня, Малая Колокольня, грота в Бухте Песчаной и остановились в бухте Бабушка прямо под знаменитым кедром, выросшим посреди скалы.


Это на достаточном удалении от турбазы и сюда не доносится шум от соревнования между водными мотоциклами и хитами российской эстрады, зато достаточно близко, чтобы у Паши возникла идея сходить за пивом. В сопровождении одевших по такому случаю обтягивающие белые шортики Саши и Марины(тяжелое испытание для мужской половины после трехнедельного голода), Паша появилсяу у ворот турбазы и был не понят ее администрацией.
Пиво отпускалось только при предъявлении санаторной карточки - никакие деньги никак не канали(это при наличии постоянного спроса и регулярного сообщения с городом!), а пляж бухты Песчаной оказался завален невероятного размера мусорными кучами... Паша, обычно на удивление сдержанный человек, по возвращении ругался долго и витиевато...

ДЕНЬ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ
Испугавшись мусорных куч, мы даже решили отказать себе в удовольствии сделать ставшими классическими фото под ходульными деревьями, и гордо проплыли мимо. Только выбрались за остров-скалу Бакланий Камень, как налетел Вмордувинд и раскачал сильную встречную волну. Еле нашли место, где можно было спрятаться и вытащили кат на берег. Пришлось маяться безделием, которое сильно украсил Паша, из остатков всего наворотивший кучу блинчиков.

К вечеру шторм утихает и мы делаем большой переход до далеко выдающегося в море мыса Голоустный, и уже по сумеркам, а потом и по кромешной темноте делаем переход мимо мыса Большой Кадильный, красивейших заповедный ущелий Падь Большая Кадильная, Падь Нижняя, прячасть под крутыми скалами от опять разыгравшейся стихии. Ветер дует с берега, и мы нежно к нему прижимаемся. Ночь, как назло, безлунная, и мы, устав от движения вслепую, пристаем на широком галечном мысу где-то в районе мыса Соболев и скалы Скрипер.

ДЕНЬ ДВАДЦАТЫЙ
Перед рассветом нас посещает мелкий дождик. Лениво выползаю из палатки и вижу первые признаки надвигающегося шторма. А вечером мы просто обязаны быть в Листвянке. Быстро забрасываем вещи на кат и отчаливаем. Срезая угол, далеко по морю обходим поселок Большие Коты. Даже издали видно бурное дачное новорусское строительство на берегу. Шторм усиливается, но, хвала Всевышнему, ветер попутный. Мелкий дождик прекращается, и когда мы, отчаянно лавируя между волнами, огибаем мыс Лиственничный, и, прячась от волн, гордо врываемся в Листвянку, уже вовсю светит солнце. Мы высаживаемся на городской пляж, целуем ни разу не предавший нас мотор, прикалываемся над местным прокатом катамаранов, и наедаемся напоследок копченым хариусом.

Разбираем кат, сливаем с мотора масло и остатки бензина. Вечером переезжаем в Иркутск и ночуем в пустом аэропорту.

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ
Первыми заходим на регистрацию. Толстая крашеная блондинка постбальзаковского возраста в чине какого-то начальства в службе безопасности грозится снять всех(!) с рейса за провоз взрывоопасных веществ. При этом имеется в виду мотор, в Киеве и Москве уже проходивший контроль и не вызвавший никакого интереса, со слитыми бензином и маслом, весь день валявшийся на пляже для испарения. Никакие уговоры и предложения не действуют, а шо поробышь, климакс штука серьйозна...
Отправить багажным рейсом тоже не можем - окно откроется после нашего вылета. Представитель Трансаэро берется все уладить за сумму, сопоставимую со стоимостью отправки этого груза в Киев следующим рейсом, когда не будет дежурить эта ... дама. Соглашаемся.( Через неделю выясняется, что теперь для затаможки мотора ему не хватает 400(!) у.е - он не знал об этом раньше! В итоге за те же деньги отправляет мотор в Москву, и там, удачных полетов и мягких посадок Диме Мартьянову, ,,контрабанда,, два месяца хранится в лаборатории МГУ, пока ее не передают с курьером в Киев).
Вот мы и узнали, куда деваются бывшие хорошенькие стюардессы... На посадке нас порадовали, сказав, что нам еще повезло, ведь пока мы общались с мадам, наши места запросто могли отдать другим( тогда прошай стыковка самолетов в Москве). А вот это уже неслыханная наглость!
В Москве авиакомпания на две недели теряет рюкзак Марины...При попытке получить помощь от авиакомпании в Киеве - например, хоть немного официальное подтверждение истории о том, что произошло с мотором во избежание проблем на таможне при перевозке из Москвы поездом, нас очень вежливо посылают подальше...
Ну вот, пожалуй, и все.

ЭПИЛОГ
Прошли все, что наметили, кроме Молоконского каньона. По моему нескромному мнению, этот маршрут составлен исключительно удачно и может считаться эталоном парусно-моторного похода по Байкалу.. Погода была безупречной, а компания интеллигентной и веселой. Мотор в походе сильно облегчает жизнь, хоть делает народ ленивым и медлительным. Количество хариуса уменьшается, начиная от Онгурена, и у Листвянки стремится к нулю. Количество людей возрастает примерно по тому же закону. Участок Ольхон-Листвянка действительно более ветреный.
Отдельная тема - восхождение на гору Черского в Байкальском хребте. Я бы очень не рекомендовал соваться туда туристским группам без альпинистского опыта и снаряжения - настоящая 2А- смешная для альпинистов 2го разряда и неприступная для непосвященных. Путь по плитам объективно опасен, особенно в случае дождя.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Есть идея провести следующее подобное мероприятие в 2006 на Камчатке, на Байкале и в Турции на Средиземном море(это не так круто, но гораздо реальнее - быстрее, дешевле и комфортнее, да и сезон длится до середины ноября!).
Стоимость подобных проектов зависит от транспортных расходов. Например, на самолет, не считая доплаты за багаж, уходит 400 у.е. с человека, полная стоимость при этом составляет около 800 у.е. Если покупать билеты за полгода, то они стоят в два раза дешевле!(На Камчатку в этом году можно было купить за 300 у.е.)
Приглашаем всех заинтересовавшихся. Если вы способны планировать на полгода вперед - не теряйтесь, если вовремя определимся,съэкономим на авиабилетах по 2-4 сотни у.е. с человека!
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU