Главная

Предлагаем

Парапланеризм

Водный туризм

Горный туризм

Зимний сезон в Славско, горные лыжи, сноуборд, полеты с Тростяна, прокат

Отчеты

О клубе

Контакт

Фотогалерея

Снаряжение

Ссылки

Форум


Даешь маршрут! (автор Роман Котов)

---Маршрутный полет протяженностью 60 км из Червоного Кута над одесской трассой киевского парапланериста Романа Котова, на сегодняшний день - лучшее достижение среди пилотов-выпускников парапланерной школы SKY-CLUB. Рассказ вполне можно использовать, как раздел учебника маршрутных полетов.---

Приближались Пасхальные выходные, все интернет-сайты давали хорошую погоду на все три дня. Это был шикарный прогноз для любого среднестатистического гражданина Украины, который собирался пойти на "шашлыки", но только не для киевских парапланеристов, так как были ветра северных составляющих, а со стартами под них у нас проблема.
Возник естественный вопрос "Куда?. Лебёдка - не набирался кворум. Черновцы-классно, но для трёх дней далеко. Дима Енков предложил поехать в Червоный Кут (Одесская область). Так как "розумних альтернатив цьому не було", мы сразу же согласились. Место для нас было новым - знали о нём от одесских парапланеристов, что есть там какой-то стартик типа Ходосовки и даже кто-то, когда-то, что-то там набирал. То есть выезжали из Киева без каких-либо амбиций на достойные полеты.
Не без приключений добрались до места уже затемно. Утром, часов в восемь, мы выползли из палаток, которые стояли недалеко от стартов. Небо было ясным, снизу поддувал слабый штилячок, и мы стали ждать. Погода по чуть-чуть развивалась, на севере появились маленькие пыхи. Перед нами простирались бескрайние поля, по которым туда-сюда ползали трактора. Короче говоря погода была "классика", как по Денису Пегину, поэтому уже к часу дня, каждый из нас успел прыгнуть в пузырь, сделать пару галсов на уровне склона и просыпаться вниз к речушке.
Как для апреля, стоял жаркий день, кучевые облака упорно наращивали свои объемы, но потоки на уровне старта по-прежнему были слабыми. Бросив крылья в теньке, мы сидели на старте, наблюдали за всем этим и обменивались умняками, когда-то вычитанными из теоретического материала.
Ну вот, после обеда мы заметили, что потоки стали набегать на гору регулярней и посильнее. Я не спеша начал встегиваться в подвеску. Подошел очередной пузырек, Оля первой подняла свой Aeros "STYLE", и тут же её подняло на 20-30 м. Увидев это, я взлетел за ней, поставив перед собой серьёзное задание. А именно, не слететь вниз, а сесть на старт или склон. До 100 м летал над горой восьмерками, заметил, что рядом тоже крутит одессит Дима Белкин. В паре стало легче видеть поток, и когда мы набрали 300м, я случайно нашел соседнее ядро потока с большей скороподъёмностью(+3). Мой Браунигер начал радостно пищать подъем, но тут же издох, так-как целое утро табло высвечивало только одно деление из десяти, которые показывают заряд батареек.
Одним словом, на высоте 400м я остался один и без прибора, но зато в центре хорошего потока. Учитывая данные факты, тактика была такая: кручу этот термик по инерции пока прёт, когда его теряю, пытаюсь что-то найти, но скорее всего без прибора это будет нереально, тогда лечу к старту, так как я с потоком отклонился на пару км. При таких раскладах программа средниум и хорошее настроение на вечер мне были обеспечены.
Но не тут-то было! Поток, который я пророчил скоро потерять, все никак не терялся и через несколько минут я выкрутил около 1км. Вспомнил, что в боковом кармане подвески лежит GPS Garmin 2+. Активно пользоваться им я в полете не предполагал, и по-этому в сложившейся ситуации прицепить его где-то на виду не было возможности, мне постоянно приходилось бросать две брэйки, чтобы доставать его из кармана. Ремешков на нем также не было и постоянно был риск его выронить.
Пока я проделывал все эти манипуляции, то совсем отвлекся от центровки потока и крутил его только весом, радиусом 100-150м, но тем не менее GPS безперестанно накидывал 2-3м высоты. В это время у меня было 1800м, база была на 2000м. Почему-то только сейчас я заметил, что надо мной было не облако, а злая темная туча. Сбоку и сзади из двух таких же стеной лил дождь. Туча была широкая, а я находился под ней в центре, поэтому вариант уйти на акселе в бок был исключён. В этот момент я опять пожалел, что нет варика, так как не мог найти хоть какойто слив, везде плюсовало, душевно, но без колбасни.
Мягко говоря-стало страшно. Я сложил уши так сильно как мог, но пролетев секунд 30 я не ощутил какого-либо снижения и отпустил их, решив сбросить высоту крутой спиралью. Перед этим маневром очередной раз достал GPS, высота была 1870м, до кромки оставалось всего 100м. Я также аккуратно, чтоб не выронить из скользких перчаток, засунул навигатор в карман. До этого полета я крутил "спирали" с вариком, максимум было(-13). Сейчас я закрутил такую же и сделал около 6-7 оборотов, после чего мне очень захотелось выйти из нее, так как стало заканчиваться здоровье. Я просто отпустил клеванту, и крыло после пары оборотов стало выходить в нормальный режим, сделав небольшую горку. Около 10 сек заняло взглянуть в GPS, но когда я увидел в уголке дисплея 1905 м, то понял , что безрезультатно пытаюсь сбросить высоту, и меня, словно бабочку, туча плавно и уверенно затягивает к себе. Методы сбрасывания высоты, которые я когда - либо проделывал, исчерпались. В одно мгновение вспомнилось всё прочитанное о затягивании парапланов и дельтиков в грозы.
Было принято решение делать Б-свал. Из-за отсутствия опыта таких элементов SIV курса пришлось за 1сек разработать тактику, полагаясь на теоретические знания, особенно меня беспокоили варианты выхода из подобных вещей.
Других вариантов у меня не было, но зато было надёжное и проверенное мною крыло AEROS "AMIGO" , в которое я был достаточно хорошо влётан, куча лишней высоты , ну и на крайняк запаска. Приняв в подвеске даже не сидячие, а скорее, стоячее положение, прошептал " Господи, Помоги!", потянул вниз мальи Б-ряда. Всё своё внимание я сосредоточил на крыле. На нем появилась ровная продольная складка . Набегающий поток воздуха остановился, и я словно замер на месте, как будто в невесомости. При этом крыло всё время находилось прямо над моей головой и без каких-либо колебаний.
Эмоциональное напряжение немного спало, так как пол дела уже было сделано. Теперь осталось определить снижаюсь я или нет, без варика и на высоте около 2000 это удалось не сразу. Я решил так: вишу на рядах пока в руках есть силы, если будет приближаться земля - то хорошо, если туча - то без промедления делаю задний свал. Прямо под мною серой лентой тянулась одесская трасса, а в стороне стояла высокая вышка. Но это было далеко внизу, а я, вися уже более минуты, начал привыкать к своему подвешенному положению. Сконцентрировав внимание на вышке, как ориентире моей вертикальной скорости, я все ещё боялся момента выхода крыла из свала, как вдруг заметил, что меня плавно начало поворачивать вправо. Оказалось, что пока я отвлекалсяся на местные пейзажи, левая рука от усталости плавно отпустила левый ряд. Консоль крыла мягко наполнилась и уже входила в лётный режим, я тут же снова задавил ряд и устремил взгляд на землю. И тут я увидел, что наконец-то вышка стала приближаться, с каждой секундой всё отчетливее и быстрее.
Падал около 2-ух минут, хотя мне они показались часом. Скорость снижения сказать не могу , так как GPS пишит в память только 2D. В этом затяжном снижении был свой кайф - мне вспомнились несколько прыгов с ДУ-5. Но хорошего, как говориться, понемногу, и мне нужно было оставить чуток высоты на случай осложнений при выходе. Всё произошло совсем не так страшно, как я себе это представлял. Быстро отпустив Б-ряды, я схватил брэйки. Крыло поехало вперёд, но я не стал давать ему и намёка на разгонный клевок зажал две клеванты вниз и тут же остановил его над собой. Полностью бросив управление, вытащил GPS -высота была 1080 и горизонтальная скорость 41 км/ч- то есть никакого парашютирования не было.
Успешно удрав от тучки, я снова захотел лететь на маршрут. У меня было +2 м , а так как возвращаться под кромку мне не хотелось, я просто выдавил аксель, бросил брейки, взял в две руки навигатор и полетел вдоль одесской трассы. Облако осталось позади, я летел по ложбине между двумя боковыми тучами, имея высоты 1100-1200м. Так пролетев практически без единой спирали около 10км, я был на 200м выше начальной точки перехода. Ветер дул вдоль трассы на юг, и все было бы хорошо, но прямо по курсу я начал приближатся к очередной неприятной туче с большим темным основанием. Лезть под облако, из которого с минуты на минуту пойдет дождь, мне уже не хотелось. Я полетел на юго-запад, к развивающейся, но пока небольшой кучевке, под ней нашел +2-+3 и выкрутил в них под базу. Метров за 200 до кромки стал на переход. Летя с небольшой боковой составляющей, я заметил что приближаюсь к краю моего фронта. Тучки впереди становились всё меньше и меньше, а за ними до горизонта виднелось чистое небо. Позади меня то одна, то другая туча спускала до земли белые космы дождя. Летя от тучки до тучки, под каждой из них я находил стабильные +2.
Я заметил , что приближаюсь к какому-то линейному ориентиру - это была ж/д ветка Киев-Одесса. Над ней стояла крайняя гряда маленьких, распадающихся облаков. Я зацепил какие-то +0.5, но удержаться в них не смог. Солнце клонило к горизонту, и я решил с высоты 600 м стать на долёт над вспаханными полями, в надежде, а вдруг там что-то будет. Пролетая нули, я не стал на них отвлекаться, так как без прибора это ёрзание приводило к ещё большей потере высоты.
Пролетев 60 км, я приземлился в полях за 8 км до ближайшего населённого пункта, и в 10 км от Украино-Приднестровской границы. Места там по сравнению с киевской обл., в плане подбора глухие. Я до ночи за кругленькую сумму добирался до лагеря. Но без сомнения могу заявить, что даже самый рядовой маршрут, а тем более такой как, мой стоит того. Новость о нём разлетелась по Киеву и Одессе за 30 минут после посадки. На следующий день (воскресенье) на горе были уже все одесские пилоты. А в понедельник подтянулась тяжёлая артиллерия из Киева. К примеру чего только стоят два выстрела : Олег Гойнек и Саша Хлебников, сделавшие больше 100 км .

Котов Роман, AEROS "AMIGO"
 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU