Главная

Парапланеризм

Водный туризм

Горный туризм

Тур в Буковель

Фотоотчеты

О клубе

Контакт

Снаряжение

Форум

Буксировочные полеты на параплане, гидропассивная лебедка.

Немного теории.

С нашей точки зрения, высший уровень и самое интересное в парапланеризме - маршрутные полеты, когда пилот пролетает десятки километров, перепрыгивая от потока к потоку. Даже небольшой маршрутный полет несоизмеримо интереснее катания в динамике или слетов сверху вниз.
Для большого маршрутного полета - от 50 км и более, нужен немалый опыт и умение стабильно находить и обрабатывать потоки, учитывать изменения погоды во время маршрута - все время принимать правильные тактические решения.

Для средних улетов - 10-50 км самое главное выбраться на высоту, где потоков много, они шире и обрабатывать их легче. На этом этапе подготовки для равнинных полетов самое сложное - выбраться на высоту 400-600м и найти первый поток. Улет с небольшого склона с перепадом высоты 50-150 м довольно сложен и требует очень хорошей подготовки и очень удачных метеоусловий.

Именно для быстрой и гарантированной доставки пилота на высоту, где найти первый поток гораздо легче, и служат буксировочные комплексы. Можно разделить их на два типа - активные и пассивные.

Активные комплексы- пилота тянет активная лебедка, жестко установленная против ветра в 500 и более метрах, приводимая в движение двигателем. Плюсы - большое быстродействие. Минусы - обычно небольшая высота затяжки, дороговизна и габариты самого комплекса. Идеально подходит для коммерческих затяжек большого количества пилотов и начального обучения в парапланерных школах.

Пассивные комплексы - "малинка", пассивка, гидропассивка.

Малинка - самый примитивный. Пилота тянет километровый трос, закрепленный за автомобилем. Тяга контролируется манометром и может изменяться изменением скорости автомобиля. Плюсы - простота и дешевизна. Минусы - быстрый износ троса, крыльев, недостаточная безопасность при затяжке.

Пассивная лебедка, "пассивка" - лебедка с километровым тросом установлена на автомобиле. Пилота поднимают на коротком тросе, по мере движения трос разматывается, усилие затяжки регулируется оператором, зажимающим ручку тормоза барабана. После отцепки трос сматывается электрическим смотчиком и укладывается на барабан механическим укладчиком. Минусы - отсутствие точного контроля усилия затяжки, вся безопасность определяется опытностью оператора.

Вариант пассивки - ГИДРОПАССИВКА. Воздействие оператора на тормозной барабан передается через гидравлическую систему, давление в которой контролируется манометром. Это позволяет выбрать наилучший режим затяжки и избежать резких рывков - увеличивает безопасность процесса затяжки, снижает износ крыльев.

Гидропассивка идеально подходит гурманам маршрутных полетов, так как обеспечивает комфортную затяжку на максимально большую высоту, есть возможность километровым тросом поднять пилота на 600м и буксировать до тех пор, пока он не воткнется в поток.

Киевский парапланерный клуб КРУК приглашает парапланеристов на буксировку на гидропассивке ФИЛИН

Обычно буксировка производится по выходным (иногда и в будни), по созвону, на большом поле в районе села Фасовое, 50 км по Житомирской трассе, напротив Макарова поворот на Бышев.

Дневник-фотоотчеты буксировочных полетов можно посмотреть в разделе Киевский парапланерный клуб КРУК

Для членов клуба: 25 грн (первая и все последующие)
Для гостей : 50 грн - первая затяжка
Затяжка и полет пассажиром на параплане в тандеме с пилотом КРУК -300 гр.

Условия старта В УЛЕТНУЮ ПОГОДУ:
Члены клуба: жеребьевка и старт до гостей
Гости: в порядке живой очереди после членов клуба

Правило для всех: 2 неудачных подъема крыла - и пилот перемещается в конец очереди.

К буксировке допускаются пилоты, удовлетворяющие следующим требованиям:

- Обязательно наличие полного летного комплекта -крыло, подвеска, запаска, шлем, ботинки. Крыло для затяжки должно быть довольно свежим.

-Очень желательно наличие - радиосвязь, мобильный телефон, вариометр, GPS.

- Обязательное условие - безупречное выполнение старта и разбега.

Для обеспечения безопасности пилоты
-полностью не вывевшие крыло,
-полностью не стабилизировавшие крыло в положении перпендикуляра по отношению к тросу,
-не сделавшие несколько уверенных шагов разбега по прямой,
ОТРЫВАТЬСЯ ОТ ЗЕМЛИ НЕ БУДУТ!

Перед первой, да и последующими затяжками, обязательно перечитайте правила и рекомендации для буксировочных полетов.

Правила и рекомендации, принятые для проведения буксировочных полетов в Киевском парапланерном клубе КРУК

-параплан разложен против ветра, выпускающий проконтролировал правильность правильность подсоединения отцепки,

-пилот находится в 50-100 м от автомобиля, трос натянут,

-оператор проконтролировал работу радиосвязи, и высунул из окна руку - знак готовности буксировщика,

-пилот кивнул головой в знак готовности, выпускающий, убедившись, что на дороге нет посторонних автомобилей, подтвердил взмахом руки,

-выпускающий, оператор и другие клубы не должны создавать нервную обстановку, подгоняя пилота сигналами автомобилей и ненормативной лексикой, а не участвующие в буксировке другие пилоты должны сохранять молчание в радио эфире во все время буксировки,

- по получении сигнала готовности пилота, по команде оператора водитель начинает движение, ручка тяги полностью отпущена, трос легко разматывается,

-после включения водителем второй передачи (машина при этом заметно дергается) - пилот начинает подъем крыла, выравнивание по перпендикуляру и разбег,

-пилот в штиль, после начала движения буксировщика, может, выставив упор ногой, позволить тросу сильнее натянутся, после чего начать вывод крыла "передним стартом", используя тягу буксировщика,

- при сохранении стабильности крыла и перпендикуляра к тросу при разбеге оператор ПЛАВНО поджимает ручку, добавляя тяги,

-после отрыва пилот не должен спешить поскорее усесться в подвеску, он может сделать это, только убедившись, что набрал высоту не менее 20 метров и удерживает крыло на курсе затяжки (перпендекуляр),

-момент отрыва пилота от земли самый ответственный и опасный. В случае недовывода крыла и избыточной тяге на ручке, а также грубого давления на клеванты, крыло может войти в задний свал, а в случае обрыва слабого звена в данной фазе затяжки последует мощный клевок с возможным ударом пилота о землю,

-пилот весом постоянно подерживает перпендикуляр - крыло-трос, время от времени посматривая на крыло. Работать весом при затяжке нужно гораздо активнее, чем в свободном полете,

-при косом ветре лететь строго над дорогой - не самоцель, нормальное положение затяжки - некоторый снос пилота по ветру относительно дороги, нежелательное - уход против ветра,

- работа клевантами по возможности должна быть минимальной, но для быстрой постановки на курс и в случае опасности ухода крыла в локаут допускается аккуратная работа клевантами,

-полетное положение - клеванты полностью отпущены и втянуты, обычное для свободного полета положение "слегка поджаты" - крайне нежелательно,

-помните, что в режиме затяжки у параплана срывные режимы начинаются РАНЬШЕ.

-оператор поддерживает постоянную тягу на манометре, стараясь работать ручкой предельно плавно и следит чтобы примерный угол затяжки не превышал 45 градусов, а в первой четверти троса еще меньше,

-экспериментально установлено для нашего комплекса - оптимальная скорость по штилю -50-55 км в час, при слабом ветре -40-45 км в час, давление на ручке 40-70, в начале троса 40-60, после середины 50-70, при этом получалась скорость подъема+2, что гуманно для крыла,

- если парашютик уходит вниз(трос провисает)- тягу на ручке нужно добавить,

-если парашютик поднимается вверх (трос натягивается) -тягу на ручке нужно сбросить, возможно это поток,

- всего на тросу три метки - две синих и красная, сейчас они начинаются в 100 м от конца троса,

-при выходе с барабана первой же синей метки, оператор дает водителю команду СТОП, сбрасывает тягу, трос провисает, пилот отцепляется, оператор сразу же начинает смотку троса,

-если пилот решает отстегнуться до сброса тяги, то хорошо бы предупредить о своем решении оператора по радиосвязи,

-в случае отцепки под тягой пилота ожидает клевок крыла, который нужно отработать своевременным, но не избыточным поджатием клевант,

-в случае касания троса земли водитель понемногу движется вперед, чтобы парашютик поднял трос повыше,

-оператору необходимо вовремя заранее остановить смотчик, чтобы не шла смотка на предельных углах и лямка парашютика не влетела в ролики укладчика троса,

-в случае ухода крыла в локаут - оператору - немедленно сбросить тягу, водителю - стоп и задний ход, пилоту отцепиться,

- случае обрыва троса или полной размотки с обрывом троса пилот обязан приложить все усилия, чтобы положить трос парашютиком по ветру, максимально близко к дороге, по возможности не пересекая ее,

-для этого достаточно развернуться в направлении места старта, и, наблюдая за тросом, отбуксировать его в сторону старта,

-доставляя оборванный трос к старту пилот должен сразу же после обрыва обязательно отсоединить его от отцепки и держать в руке на случай зацепа на земле - в случае зацепа -бросить,

-при сброса троса необходимо учитывать снос троса по ветру,

-если пилот аккуратно положит трос, приземлится рядом с парашютиком и поможет его запустить при смотке для меньшего травмирования троса, то получает право на внеочередную бесплатную затяжку,

-если пилот сразу же отцепит оборвавшийся трос, не позаботившись о его доставке в удобное для закрепления место, то член клуба будет оштрафован на 50 гр, а гость, в случае отказа уплатить штраф, будет отстранен от дальнейших полетов,

-если в одном месте работает 2 или более лебёдок, их нужно размещать так чтобы буксировочные тросы никоим образом не могли пересечься,

-дистанция между двумя пассивками должна быть не менее половины длины буксировочной дороги,

-малинка движется медленне, чем пассивка, и буксировку за малинкой следует начинать только тогда, когда трос малинки лег на землю,

-буксиремый ВСЕГДА имеет приоритет перед свободно летящим,

-СВОБОДНЫЕ ПОЛЕТЫ В БУКСИРОВОЧНОЙ ГЛИССАДЕ ЗАПРЕЩЕНЫ!

-в случае одновременной работы трех и более комплексов назначается РП из числа опытных пилотов, дожидающихся своей очереди,

- РП, оператор и выпускающий могут отказать в затяжке пилоту, имеющему, с их субъективной точки зрения, недостаточный опыт для затяжки в данных метеоусловиях - ветер у земли сильнее 3 м в сек, направление ветра отклоняется от направления дороги больше чем на 30 градусов, ветер порывистый, слишком сильная термичность,
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU