Главная Предлагаем Парапланеризм |
Маршрутные полеты на параплане на Днестре. Чемпионат Украины 2000(А. Федак) В мае состоялся открытый чемпионат Украины по парапланеризму. Пока широко известные в узком кругу небожителей лучшие пилоты СНГ боролись за места в рейтинговой таблице, несколько киевлян решили полетать в свое удовольствие в обществе асов. Повозившись с полчаса 4 героя умудрились втиснуть себя и 4 параплана в старенький "КАДЕТ" и двинулись в путь. 400 км хорошей по украинским меркам дороги и мы на границе с Молдавией на берегу Днестра недалеко от города Могилев-Подольский. Крошечное село Нагоряны, приютившееся над обрывами реки, весь год живет тихой и спокойной жизнью, нарушаемой лишь набегами летающей братии, раскупающей все, что можно съесть и выпить и заполняющей небо разноцветными крыльями. Аккуратные домики чисто выбелены, заборы просто сложены из камня, выступающего из днестровских круч живописными скалами. Воздух здесь так насыщен запахами цветущих яблонь, что невозможно не произнести банальности вроде "село утопает в зелени садов", "кажется, я попал в рай": - Огороды у нас маловаты, - вернул нас к действительности кто-то из аборигенов, рассказав, как однажды пилот, целясь на его огород, угодил на крышу сортира, а он только недавно ее восстановил, и не хотел бы опять заниматься ее реанимацией. Мы успокоили деда, заверив его, что разрушение сельских туалетов не входит в наши первоочередные задачи, что мы прилетели сюда не за этим, что собираемся здесь бить свои и чужие рекорды и в подтверждение этому купили у него 3-литровую банку домашнего вина. Пролог Первый день нельзя было назвать удачным. Пока решались оргвопросы, небо заволокло тучами и мы лишились всякой надежды на улет. Правда, единственная из 35 участников девушка, все же утерла нос сильному полу, умудрившись улететь даже в таких условиях. А три десятка сердитых мужчин остались болтаться в небе у склона в слабеньком динамике. Теснота и толчея невероятные и при этом не все отличаются вежливостью и являются законопослушными пилотами. Я уже собирался покинуть это безобразие и вернуться на землю, как вдруг между мной и другим пилотом из киевской команды черной кошкой втиснулся воздушный хулиган В.Ш.(не будем показывать пальцем). Как водится, пытаясь избежать столкновения с ним, мы столкнулись друг с другом. Через мгновение мы свалились с высоты 10 метров и только хорошие группировка и экипировка спасли нас от травм. Вдоволь наматюкавшись и получив от хулигана обещание отпоить пивом всю киевскую команду мы покинули склон. Ну и, конечно же, как только закрыли стартовое окно, тучи разошлись, пробилось солнце, и некоторые пилоты забавы для забрались повыше в небо, перелетели село и сели во дворе школы, в которую нас поселили. Опять пролог Слабый юго-западный ветер. Старт возле церкви; с одной стороны Днестр, с другой - кладбище, над которым надо пролетать в случае удачного старта. Очень символично, особенно после вчерашнего: Над Днестром - скалы, над ними мы и расположились. В150-ти метрах внизу узкая полоска ровного берега и делающая крутой поворот река. На молдавском берегу - бесконечное поле - идеальный генератор термиков и огромный яблоневый сад. Солнце нещадно палит, а на старте ни единого деревца. Разложили купола и жаримся на солнце. Потоки здесь способны поднять выше 2 км, поэтому все одеты тепло. Ветра нет, время идет, все потоки проходят мимо, и все кажется безнадежным. Самые слабонервные и особо перегревшиеся на солнце, устав от ожидания чуда, стартуют в слабеньком потоке и сразу же проваливаются вниз. Я в их числе. Приземляюсь у самой воды, сбрасываю с себя все снаряжение и в чем мать родила сигаю в воду. Должен сказать, что Днестр - исключительно чистая, быстрая и холодная река. Контраст такой, что кажется будто ударили по голове. Выбираюсь на берег, и тут наступает блаженство: "Хорошо-то как, Настенька!" (те, кто знает эту шутку - оценят): Поворачиваюсь лицом к склону и: хорошо, что нельзя укусить себя за локоть! В небе кружится два десятка крыльев, обрисовывая собой огромный 2-х километровый столб теплого воздуха. Пока я одеваюсь, сообщая небу, что я об этом думаю и бегу наверх - "паровоз" уходит. На старте остались только купальщики, раззявы и неудачники, такие же как я - всего 5 человек. За весь день было только два потока и оба мы прозевали: Утешаю себя купанием, вином и приготовлением ужина. До финиша 54 км. 9 человек долетело до него. Для Украины - это результат! Остальные посыпались по дороге, но полетали от души и, конечно же, все побили свои рекорды: опытный Эдик-50км, Гена-27, Саша-32. Саша вообще "уникум" - летел без вариометра. Это такой прибор, который показывает скорость подъема или снижения. На высоте легче лететь с закрытыми глазами, чем без него. Всех улетевших собирает и привозит назад машина. И вот уже все в сборе; отовсюду возбужденные голоса: кто поопытнее, тот говорит о минутах и километрах, кто попроще - тот о себе, облаках и болтанке под ними, и о том, что пришлось отбиваться от половины села возле которого приземлился - все хотели выпить с героем. А воздушные волки, вроде Матусевича из МАИ, ставшего в итоге чемпионом, или киевлянина Ющенко, тоже обосновавшегося в верхней части таблицы, сокрушались о том, что пришли к финишу на огромной высоте, и что могли еще лететь и лететь, а пришлось экстренно снижаться в борьбе за лучшее время. Я радуюсь их успехам и незаметно веду борьбу с большой зеленой "жабой", поселившейся где-то внутри меня, убеждая ее, что мы себя завтра покажем: Улет!!! Сегодня ветер чуть сильнее, но все равно не способен поднять до высоты по которой проходит большая часть потоков. Сделав 8 стартов и пропустив 2 улетных (улетела почти половина участников) я проболтался над склоном в общей сложности 2 часа, 3 раза успел слетать искупаться, и уже совсем отчаялся. Наконец, в 16.15 (за 15 мин до закрытия старта!) я все же зацепился за довольно вялый поток и усиливающийся ветер потащил меня за село. Высоты очень мало и первая спираль вполне может закончиться историей с сортиром. Центрую поток (нахожу место самого быстрого подъема) и проснувшийся вариометр вначале радостно пищит, а потом просто визжит от восторга. По телу разливается блаженство от перегрузки, земля быстро удаляется, а те кто прозевал, возвращаются на старт. Сегодня я несколько раз был на их месте, и я им не завидую: чувство такое, какое, наверное, испытывает сторожевая собака, бросающаяся на жертву, когда цепь полностью вытягивается и дергает ее за горло. Пилот выпадает из потока и садится на огороды, стараясь при этом не попасть в :(ну об этом я уже писал), или возвращается на склон. Сейчас, похоже, я разорвал эту цепь и вырвался на волю. В метрах 100 надо мной кружится в том же потоке сине-белый "ВИРТУОЗ". Я вращаюсь, немного меняя крен, чтобы варио пищало как можно чаще. Сосед улетел куда-то в сторону, мой поток стал шире и спокойнее, я закрываю глаза от удовольствия и медленно вращаюсь, слушая самую прекрасную для парапилота музыку: "пи-пи-пи-пи:" Кайф и подъем возрастают вместе с учащением этого "пипиканья". Совсем уж расслабляюсь и теряю поток. Открываю глаза - высота 1100. Днестр еле виден вдалеке - петляет сквозь дымку на горизонте, как сумасшедшая змея. Подо мной бескрайние поля с узкими полосками деревьев, редкие села. Делаю несколько больших оборотов, нахожу потерянный поток и набираю еще 300 м. Супер! Какие там соревнования, очки, часы, минуты, километры! Тут такая нирвана! Земля медленно проплываем подо мной, солнце слегка слепит, я свободен, я лечу, и могу теперь лететь куда захочу. Вид, как из окна самолета, только никакого окна нет. Полная тишина, иногда кажется, что с земли приходят какие-то запахи, я вдыхаю их полной грудью и запросто могу потрогать руками небо. Иногда далеко внизу проплывают птицы, а я такой же, только забрался повыше. Я В НЕБЕ И НЕТ ПРИ ЭТОМ МЕЖДУ МНОЙ И НЕБОМ НИКАКИХ ПОСРЕДНИКОВ! Ни билетов, ни моторов, ни керосина! И мне не нужен аэродром для посадки. Я сросся с моим крылом, я доверяю каждому его сантиметру, мне достаточно пошевелить пальцем, и мы полетим, куда я захочу. Крыло так послушно, что мне кажется, что это лечу я сам! Вообще то на небе ни единой тучки - день "голубых термиков" - а это значит, что очень высоко я не заберусь и потоки находить будет очень сложно, но зато воздух более спокойный и колбасить не будет. Смотрю на карту и понимаю, что цель и дорога подбора пилотов выбраны неудачно - ветер относит в сторону и от цели и от дороги. Полечу по ветру - пролечу больше, полечу к цели - сяду раньше, а до цели 100 км - нереально (уже 5 часов вечера). А дорога совсем в стороне. Будь что будет - лечу к цели. Поток иссякает и я медленно теряю высоту, опускаясь до 300 метров над землей. Безнадега - придется садиться. Вдруг замечаю позади большой фруктовый сад, а совсем рядом с собой целое облако белых лепестков. Лечу туда и (о чудо!) варио сразу оживает и радостно пищит, а я как в волшебном сне вращаюсь, облепленный тысячами ароматных цветов, сорванных ветром и поднятых термиком на полукилометровую высоту. Лениво обрабатываю поток и в обществе лепестков опять переваливаю за километр. "ВИРТУОЗ", летевший вдалеке спешит ко мне , но не дотягивает до потока и садится прямо подо мной, а я в гордом одиночестве опять иду с ветром вбок, как могу убегаю от нисходящих потоков, и опять опускаюсь на 300 метров к большому распаханному полю. За ним большой лес и по теории на границе между ними происходит отрыв от земли теплого воздуха. Кружу над лесом, нахожу подтверждение теории, и медленно, совсем медленно опять забираюсь за километр. Все повторяется. От полуторачасового сидения у меня затекли ноги и я расслабляю шнурки на ботинках. Размахиваю руками, ногами, кручу головой, ору песни:CRAZY, да и только! Последний полудохлый термик мне указывает причудливо изогнувшийся дым от костра. Солнце все ниже, и шансов продолжить полет все меньше. Поворачиваю прямо к дороге подбора. Дорога, как водится, именно в этом месте делает изгиб и, конечно же, не в мою сторону. И, конечно, никаких потоков. Напоследок фотографирую свои ботинки на фоне озер в зоне посадки и сажусь на большую пашню, которая оказалась совсем не пыльной, а теплой, мягкой и полной чудесных запахов. 6 часов вечера. Ласково греет солнце, дует теплый ветерок. Снимаю с себя летную амуницию, сливаю адреналин, и голяком плюхаюсь на землю. Руки под голову, глаза в небеса, по которым я только что летел огромной желто-розовой птицей. Позволяю себе расслабиться и сразу в памяти всплывают строки из начала "Таис Афинская" Ивана Ефремова: "Я хочу быть твоей на свежевспаханном поле:": Не плохо бы: Но Таис нигде не видно, зато по полю бегут дети. Одеваюсь, даю пастушкам интервью и уточняю дислокацию. До трассы по карте 10км, по дороге -20, а по дороге ничего не ездит. Наша машина проедет мимо через 3 часа. Связи у меня, естественно, тоже нет. Похоже, приключения только начинаются. Складываю крыло и бегу в ближайшее село. Ни единой живой души, не считая хорошенькой женщины лет 30-ти, которая зовет к себе в гости, обещая накормить и обогреть взамен на рассказ о том с какого самолета меня сбросили. Долго и неохотно объясняю, что ниоткуда меня не сбрасывали, что я умею летать, и что лечу почти из Молдавии, и что больше 40 км, и если не выберусь и не вернусь до утра, то завтра меня все будут искать, а когда найдут и узнают чем я здесь занимался, то, наверняка, побъют. Соблазняемый мыслями о Таис и варениках, ищу в себе силы отказаться от того и от другого. В итоге бегу дальше. Спасибо, попались по дороге хорошие ребята на мотоцикле. Без прав и документов, зато веселые, и вот мы уже несемся в сторону шоссе по грунтовой дороге и без нее, через пашню и овраги, зато мимо мест, посещаемых ГАИшниками. Я сижу на колесе коляски, мышцы напряжены до предела, я с трудом подавляю в себе желание выпрыгнуть из дьявольской колесницы, когда колесо очередной раз съезжает в канаву, а мои спасители нависают надо мной. Все это было хорошо обыграно в фильме "Спортлото-82", единственное отличие в том, что грузин вез и употреблял вино, а наши ребята кое-что посерьезнее. Наконец, я на шоссе, а до дороги подбора еще 5 км. Когда я прошагал большую часть, то осознал, что не успею, но мне опять повезло, я опять встретил мотоциклиста. На этот раз в 100 метрах от цели закончился бензин. Уже в темноте выскакиваю на дорогу, и через 10 секунд машу рукой какой-то машине. Останавливается наш микроавтобус, и с криком: "Наши!", я вваливаюсь во внутрь. В машине три человека. "А где же остальные?" - спрашиваю я. "А остальные сели раньше", отвечают мне. Вот это да-а-а. Оказывается, это совсем не сложно - маршрутные полеты, километры и очки. Меня угощают пивом и привозят в лагерь. Я растягиваюсь на коврике возле палатки и, попивая домашнее вино, принимаю поздравления и с умным видом рассказываю о своих приключениях. Мы дружно смеемся, а самый бывалый из нас подводит черту:
Ну, все правильно, 42 км - улет нормальный, НО ТЫ ЗРЯ НЕ ОСТАЛСЯ НА ВАРЕНИКИ!!!
|