Главная

Предлагаем

Парапланеризм

Водный туризм

Горный туризм

Горные лыжи и сноуборд

Фотоотчеты

О клубе

Контакт

Снаряжение

Ссылки

Форум

От Мармариса до Гечека
На разборном парусном катамаране по Средиземному морю, Турция

Турция 2008
Пролог
Мармарис - Гечек
Гечек - Фетхие - Каш
Каш- Финике
Финике- Кемер
Кемер - Анталья
Эпилог

ДОРОГА

Сам перелет Киев-Анталья ничего интересного в себе не таит. Не считая того, что чартер - дело тонкое, никогда не знаешь когда и на чьем самолете полетишь. Нам подогнали польский экипаж, а потому весь полет величали нас ПАН и ПАНИ. Ну разве что таможенники наши заставили понервничать - для начала взялись в моторе бензин(не нашли), но в суете отлета я забыл, в какой стране нахожусь и не внес мотор в декларацию...
Они долго совещались между собой, является ли мотор личным спортивным снаряжением или нет. Здравый смысл победил...
В Анталье таможенники долго не могли понять чистейший английский Ани - их удивляла суть нашей проблемы - мы хотели задекларировать мотор...
Им бы наши заботы...но мы все же столкнулись с небольшой проблемкой - при соотношении доллар-лира 1-1.28, в аэропрту меняют по 1.15, а водитель нанятого по инету микроавтобуса иного курса, как 1 к 1 не признает. А все банки и обменники работают только 17.00. А карточки народ или забыл, или пароли не помнил, или денег на них не оказалось.
Пароль все же вспомнили, денег поменяли, и водила повез нас ужинать. У турок как раз закончилось чегой-то вроде поста, днем ничего - вечером все. В заведении было весьма людно, ибо все, как по команде, бросились праздновать наступление темноты.
По итогам визита в ресторанчик могу сказать следующее - кормят хорошо и недорого, но все курят так, что кусок в горле застряет, не Америка, однако...
После ужина был длинный ночной переезд Анталья - Мармарис. Приехали в Мармарис посреди ночи и после коротких поисков где бы упасть, расположились на частном пляжике между мармарисскими маринами.
Марина, в данном случае, отнюдь не девушка, а место, где отстаиваются весь год и куда заходят для небольшой стоянки яхты. В любом приморском городе марина - центр цивилизации.
Мы расположились под здоровенными деревьями "оупенспейс" и быстро заснули...

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

И спали бы еще, если бы на рассвете нас не разбудил неугомонный Юра - пришлось, подражая ему, идти купаться и лезть в непривычно теплую и чистую воду Эгейского моря...
Мы разбились на группы - часть собирала катамаран, часть отправилась менять деньги и запасаться провиантом. С самого начала нас крепко выручало то, что собравшаяся плыть с нами сестра Тараса - Марьяна, учащаяся в Турции и свободно говорящая по турецки, встретила нас еще в Анталье вместе со своим другом Эрсоем на машине.
Мариьяна и Эрсой взялись быть нашими ангелами-хранителями и решать возникающие у нас проблемы. Для начала за продуктами поехали на их машине... Если покупать продукты в супермаркете цены сопоставимы с киевскими, исключение составляет только пиво, оно несколько дороже.
Когда мы уже почти полностью собрали катамаран и настала очередь крепить мотор... весь наш длинный и красивый маршрут завис на волоске...
У нашего любимого МЕРКУРИ-15 оказалась отломана ручка газа. Танцы аэропортовых грузчиков на наших вещах не прошли даром. Все провода целы, но ручка висит на них, как сломаная рука на сухожилиях...

При дальней транспортировке подвесного мотора намертво фиксируйте его ручку, как минимум подкладыванием деревяшки между копусом и ручкой!

Утешало то, что Мармарис - один их крупнейших центров яхтинга в Турции и рядом две марины. Погрузили мотор в машину Эрсоя, и Тарас поехал искать счастья.
Счастье быстро нашлось в соседнем с мариной квартале - несмотря на праздник и выходной, алюминиевую ручку заварили, и как потом выяснилось, весьма прилично!
Мы быстро поставили мотор и стащили катамаран на воду - приближались сумерки и обложившие все небо тучи уже пугали дождем, а ночевать в цивилизации не хотелось...
В последнюю минуту вдруг выяснилось, что в Турции сократили выходные, и Эрсою нужно уезжать, а Марьяна не может плыть с нами...
Они, как люди весьма деликатные, не стали сразу поднимать эту тему, а просто вдруг погрустнели... получилось так, что они все время нам помогали, а мы толком даже не пообщались...и вечером, вместо общих посиделок, просто взяли и убежали...

Марьяна и Эрсой! Большое вам спасибо за все! За нами должок!

Мармарис расположен в глубине большущего залива, больше похожего на озеро с узким горлышком пролива-выхода в море. Берега залива дикие и очень красивые. Уже в сумерках мы наудачу рванули на противоположный берег в надежде найти небольшой пляжик...
Так и получилось - мы расположились на чудесной поляне под пальмами и фиговыми деревьями с видом на Мармарис, откуда всю ночь к нам долетали звуки музыки, вода, как известно, хорошо проводит звуки...
Перед сном Тарас порадовал нас, сказав, что Марьяна посмотрела по телику прогноз погоды - над всей Турцией погода портится - в Стамбуле в ближайшие три дня ожидают чуть ли не ураган-конец света и всего 10 градусов тепла, а у нас три дня дожди...
Учитывая, что тучи развалились, и над нами были звезды, а давление не падало, в это верилось с трудом...

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Вопрос с будильником решился просто - Юра взялся будить нас перед выходом на охоту. Он провез с собой ружье для подводной охоты и настроен был весьма решительно.
Свое мастерство Юра подтвердил в первое же утро - мы только продирали глазки, а он уже чистил добычу. Через полчаса рыбка уже была приготовлена в фольге на костре.
Рядом с нами на якоре стояла яхта, яхты сновали по бухте, яхты были повсюду, яхт вокруг было так много... тогда нам это было в диковинку, потом мы просто перестали удивляться и обращать на них внимание.
Мы же не знали, что подавляющее большинств из них никогда не ставит паруса(а зачем, собственно?), и использует их просто как плавучие отельчики.
Познакомились с местной фауной - ночью возле палаток бродила здоровенная жаба, утром нас посетил скорпиончик, небольшой и симпатичный.
Наконец мы выходим!!!
Красивейшие берега залива, узкое горлышко пролива, и... мы в море!
Вначале идем на моторе. Сразу становится ясно, что несмотря на все переделки катамарана, при такой загрузке -11 человек и парусное вооружение, достичь байкальских скоростей не удастся - там мы шли 10-12 км, а здесь радуемся 8 км в час.
Как только мы выходим в открытое море, количество яхт резко сокращается, а пассажиры пролетающего мимо нас крутого катера, засмотревшись на нас, чуть не сворачивают себе шеи.
Потихоньку появляется попутный ветерок, и мы ставим паруса.
Иногда идем под тремя сразу и все работают - грот, генуэзский стаксель и спинакер.
Пока ветер несильный, мы развлекаемся купанием на брошенном за корму конце. Потихоньку катамаран набирает такую скорость, что выбраться назад становится непросто.
Потом ветер усиливается до вполне свежего, появляется волна... СУПЕР!!!
Выходим далеко в море для обхода запретной зоны - где-то в глубине залива расположена военная база и на границе разрешенного пути виден буй.
Свежий ветер раскачал немаленькую волну, особенно это чувствуется, когда мы меням курс на 90 градусов для захода в залив... кое-кого даже немного укачало, а Юлька уснула и у Ани на руках.
В заливе ветра почти нет - прикрывают высокие скалистые берега.
После небольшой остановки(туалет на борту не предусмотрен, а прыгать за борт при сильном волнении неохота) на крупногалечном пляже, мы вытаскиваем катамаран на большой песчаный пляж в бухте Кейджегиз. Ставим палатки возле зарослей кустов, подозрительно похожих на коноплю...
Во время визита за пивом в небольшую лавку-генделык выясняется, что ночевать на пляже нельзя... так как там зарывает яйца морская черепаха, но можно поставить палатки у хозяина в мотеле, с туалетом и горячей водой.
Может и развод, конечно, но зато все подолгу нежатся в душе под горячими струями. И что интересно - вода не прыгает с горячей на холодную, как у нас в таких местах. И туалет чистый, правда с некоторым усовершенствованием, страна же мусульманская.
В стенке унитаза закреплена горизонтальная трубка-штуцер, из коей бежит веселая струйка воды для помыва причинных мест. Весьма удобно.
Женя с Володей идут на поиски ресторанчика "виз литл прайс" и возвращаются довольными. Интересно, чем хуже говоришь по английски, тем быстрее народ понимает... и что особенно приятно - нашими пока вообще не пахнет...

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Песчаный пляж - неудачное место для подводной охоты, и мы получаем возможность выспаться.
Немного ремонтируем, точнее доводим систему рулей катамарана. Конструкция оказалась слабовата для такой волны...
Выходим почти по штилю, но быстро поднимается попутный ветер. Явно не бриз - опять дует вдоль берега. Мы прикупили большую умную лоцию Турции и Кипра на турецком и английском, но ума ее почитать пока ни у кого нет...
Ветер быстро усиливается -вот это кайф!
Какое-то время мы наслаждаемся ветром, волной, скоростью, солнцем... настоящей жизнью!!!
Потом ветер и волна становятся посильнее, чем вчера и ... разваливается сварная коробка руля и перо руля тут же ломается...
Идем на втором руле, но его хватает не на всех курсах - при бакштаге еще работает, при галфвинде наша ласточка становится неуправляемой. Скоро трещина пошла и по второй коробке...
По-хорошему, надо было бы остановится и переждать на пляже напротив Даламана, но на пляже полно людей, прикрытая от ветра часть пляжа заполнена яхтами, а на свободной части приличный прибой.
Опять же лоцию я не читал, и жаль было пропускать такой хороший попутный ветер. А ну как такой в лоб задует? Тогда вообще в море не выйдешь!
А до огромного залива Фетхие не так уж и много при попутном ветре...
Пошли дальше под парусами и мотором, используя мотор в качестве руля, где заглушенным, где на малом ходу.
Вначале шли под гротом и спинакером, потом спинакер сменили на стаксель. Потом раскачало совсем серьезную волну, мы с Тарасом оценили в 4-5 баллов. Волны просто огромные - добегают до катамарана и кажется, вот сейчас как... накроет...но катамаран легко с этим справляется.
Благодаря большим толстым баллонам нас почти не заливало. Кое-кого укачало, а Юлька опять уснула. Волна еще добавилась. Мы шли далеко от берега, так как волна была немного в берег и если вдруг заглохнет мотор, то с одним разваливающимся рулем нам будет совсем тоскливо.
Что такое идти не по волне мы почувствовали, когда у нас сдуло лишний спасжилет за борт и мы развернулись против ветра, чтобы его подобрать. Паруса хлопают, борт качает... но со второй попытки поймали.
Убираем стаксель, идем под одним гротом.
Наконец долгожданный мыс, за ним залив Фетхие. Высокий берег прикроет нас от ветра и волны. Обходим выдающуюся далеко в море явно видную по огромным волнам мель и идем боком к волне за мыс. Навстречу нам из-за мыса против ветра на штормовом стакселе выходит яхта, совсем немаленькая. Она довольно быстро идет курсом бейдевинд (почти против ветра), и на каждой волне ее нос вылетает из воды почти на полкорпуса и виден ее киль... нифига себе погодка...
Собственно, это была единственная яхта, встретившаяся нам на пути от Даламана.
Слышится звук лопающегося болта. Лопнуло под Женей, сбрасываем ход и подвязываем обрыв веревкой, чтобы дальше не пошло, это же крепление рамы...
Ветер за мысом поворачивает вместе нами! Волны нет, а ветер только усиливается и становится порывистым - смесь подворота и ротора, забавно...
Мы находим чудесную маленькую тихую бухточку Кучук Куйрук и прячемся там. Рядом стоит несколько яхт. Маленький пляжик. Горы, сосновый лес на скалах...
Лепота!!!
На другом берегу залива Фетхие угадывается город Фетхие и хорошо видна гора Бабадаг над Олуденизом.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Утром мы никуда не спешим, а наслаждаемся жизнью - по краям в воде бухты много живности, а на дне много всевозможных предметов, выпавших за борт с часто останавливающихся здесь яхт-начиная с расшитых золотом тюбетеек и заканчивая агрегатами неизвестного назначения.
Занявшись заменой лопнувшего болта, мы обнаружили, что у нас есть проблема посерьезнее. В дополнение к потере практически обоих рулей у нас оказалась деформирована поперечная балка, на которой крепится мотор.
Диаметр баллонов нашего катамарана большой, а нога у мотора обычная, поэтому пришлось делать балку сварной с прогибом посередине. Балка выдержала, среди прочего, два Байкала, но там мы не шли по такой волне.
А после вчерашнего шторма балка из нержавейки погнулась в местах сварки, и мотор просел в воду глубже, чем нужно. Главная беда в том, что раз прогиб уже пошел, то может на этом не остановится...
Мы разгибаем балку в первоначальное положение и подстраховываем запасной. Решаем в Фетхие найти мастерскую и доварить к балке уголки для усиления конструкции.
Собственно, сам залив Фехие невероятно красив - это множество лесистых гористых островов и узких проливов, небольшие пляжики и безупречно чистая вода.

Наконец мы выходим. Проплываем мимо большой стильной деревянной яхты, где немецкие туристы вкушают завтрак по-немецки - давятся чипсами, записая их холодным пивом.
Капитан посудины упражняется в остроумии, и приветствует нас криками:
-MAY DAY, MAY DAY!
Действительно смешно - и мы смеемся вместе с ним - MAY DAY-это по нашему сигнал бедствия, аналог SOS!
Собственно, так мы и выглядим - женщины, дети, старики и больные, чудом спасшиеся на спасательном плотике после жуткого кораблекрушения.
Особенно, если смотреть с борта большой прогулочной яхты...
Но мы не комплексуем, а гордо вспениваем воду, описывая круг почета перед носом у фрицев, а Паша провозглашает в ответ:
-Ну, и хто тепер скаже, шо Украина не морська держава?
Мы проходим во внутренний залив и сразу становится понятно, почему вчера в море совсем не было яхт.
Потому что все они крутятся в заливе. Тут дует легкий ветерок и можно вдоволь покрасоваться друг перед другом крутизной и дизайном посудин.
Еще больше яхт стоит на якоре вдоль берега - и в каждой бухточке, и просто у скал.
Что радует, так это то, что на берег пассажиры практически не сходят - на яхте есть тент от солнца, холодильник для хранения свежего пива, и гальюн для хранения переработанного пива.
Ну, а если вдруг господ отдыхающих посетит безумная идея окунуться в холодную осеннюю воду, это градусов 25, никак не меньше, то для этого на яхтах есть трапы.
Еще, для тех кто не знаком с морскими терминами и не знает, что такое "ТУЗИК", тут просто живой учебник в картинках.
Тузик -это не конфетка очень вкусная, согласно Подервянскому, а небольшая лодочка, которую таскают за собой для высадки народа на берег вне марины. Яхты имеют большую осадку и просто ткнуться носом в берег не могут. Вот и таскают за собой на привязи лодочку, как собачонку. Только на берег туристы все равно не сходят, а высаживается матрос, чтобы зацепить канат за сосну и расчалить яхту.
Меня когда то учили, что таскать за собой тузика по морю - дурной тон, признак лени и разгильдяйства, и уважающий себя яхтсмен не должен лениться поднять сию собачонку на борт, чтобы не болтало ее на волне - негламурно это...
С небольшим попутным ветром мы прибываем на окраину Гечека, города-марины и команда идет есть кебабы и глазеть на город.
Что тут скажешь... можно наделать множество фото, снимая яхты в марине - все стоит рядом, от рыбацкой лодки до линкора Абрамовича...
Что особо интересно - заходи, броди по пирсам и смотри, только молча, услышат русскую речь - без пропуска не пустят. Угадайте почему?
Вечер подарил нам великолепные краски заката...

О памятниках.
Собственно, есть у них свой советский Ленин, он же украинский Шевченко, он же турецкий Мустафа Кемаль Ататюрк.
Ни много ни мало, а "отец всех турок".
Разница с нашими идолами в том, что турки своего, очень похоже, действительно уважают и любят, и если вникнуть в историю Турции 20-годов 20 века, то действительно есть за что.
Если коротко - он взял руководство разваливающейся страной на себя, чем спас страну от британской колонизации, и взял курс на европейский путь развития.
Собственно на средиземноморском побережье Турции то, что страна мусульманская, видно только по музыке, призывающей к намазу, на которую никто не реагирует.
А в остальном Европа...
Народ так загулялся по Гечеку, что вернулся затемно, и нам пришлось ночевать прямо на берегу, на окраине города.

Турция 2008
Пролог
Мармарис - Фетхие
Фетхие - Каш
Каш- Финике
Финике- Кемер
Кемер - Анталья
Эпилог
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU