Главная

Предлагаем

Парапланеризм

Водный туризм

Горный туризм

Горные лыжи и сноуборд

Фотоотчеты

О клубе

Контакт

Снаряжение

Ссылки

Форум

Нарушитель границы. Маршрутные полеты в Червоном Куте, июнь 2007(А.Федак)

Урря! Рекорд Украины -полет на открытую дальность среди женщин и юниоров-58 км - принадлежит Ольге Федак!

Погода на Кут выглядела весьма оптимимстично для маршрутных полетов, и мы поехали тесной компанией маршрутников и тех, кто уже вполне созрел для серьезных полетов. Оля Федак, Юра Тарапата, Юра Синьков, Руслан лукашук, Сережа Пискунов, Света Белинская. Никаких учлетов, чтобы не отвлекали. Должен же и инструктор хоть иногда летать сам, а то из-за улетов и самому разучиться недолго. Кроме нас погоду вычислили Ваня Филатов, Дима Енков, Рома Котов, Саша Финогенов и, конечно, одесситы.
СУББОТА
Утром погода включилась быстро - уже в 9.30 начались наборы, а в 10.00 пыхнула кучевка и Мурзик с Димой Енковым улетели почти сразу после старта. Я стартанул чуть позже, закрутил поток после 3 проходов вдоль склона и в одиночестве улетел через 5 минут после старта. Остальным не повезло - ветер усилился и стало очень некомфортно... Погода стремительно развивалась, база облаков была около 2км, лететь внизу вначале было очень слабо, мягко и комфортно, а как только выбрался наверх, так почти сразу путь преградила большущая туча, обойти которую не было никакой возможности.
Туча выглядела злобно, и я подлетал к ней уже на ушах и акселе, стараясь снизиться и облететь с наветра. Когда мне казалось, что я ее обхожу, прямо надо мной вспыхнула свежая туча и потянула вверх, несмотря на уши и аксель. Я упорно висел на прежнем курсе, стараясь выйти из зоны подъема, но обе тучи почти сомкнулись, и пришлось заложить очень большие уши и стать в спираль. При этом какое-то время я все равно медленно набирал, поднимаясь к туче, и когда добрал до 2000, уже стал подумывать о В-свале. Наконец нашел слив, и сгоряча слил слишком много, настолько, что потом не сумел выпарить. Да еще и к Одесской трассе пришлось пробиваться. В итоге получилось 30 км, у Мурзика и Димы -по 40км. Серега Пискунов подобрал нас на трассе, и скоро мы уже дружно пили пиво на старте.



ВОСКРЕСЕНЬЕ
Подтянулся еще народ, все были настроены весьма решительно, особенно не улетевшие вчера Олька и Света. Я напугал народ рассказом про очень сильную погоду, и порекомендовал не забираться слишком высоко и близко под тучи. В 10.00 все уже висели в воздухе, обрабатывая слабенькие потоки. Мурзик начал крутить дохленький поток и скоро ушел с ним за склон. Я кинулся догонять без особой надежды на успех. Болтался почти в нулях, и медленно набирая сносился на юго-запад. Очень сильно косило с востока. Потихоньку поток усилился и в итоге вынес меня на потора километра. Мурзик, как потом выяснилось, вчера тоже изрядно понервничал, а потому сегодня перебдел - бросил поток не дойдя до облака.
И зря. Под тучей было мягко, а ветра на высоте почти не было - взрослая погода еще не началась. Я довольно долго болтался под тучей, иногда выползая на солнышко погреться, и высматривал, не летит ли кто вдогонку. И дождался. Едва видимые вдалеке крылья над стартом стали быстро набирать. Мурзик улетел вперед и скоро приземлился-17 км. Тактическая ошибка - пока погода слабая, нужно висеть под тучей, как можно выше и не терять высоту.
Радости моей не было предела, когда я увидел, что над остальными крыльями резко всплыли два красных СЕЛЕКТа -Света и Олька. Я продолжал висеть под тучей, даже полетел навстречу. И скоро девченки меня догнали. С Олей у меня была радиосвязь, и я скомандовал ей лететь вместе со мной . А Света почему-то за нами не пошла... Тоже ошибка - чем больше крыльев уходят на переход, тем проще пилотам найти следующий поток. Я летел впереди, Оля немного сзади и сбоку. Этакий семейный полет. По пути мы почти одновременно находили потоки, а потом смотрели, кто в них быстрее набирает - туда и летели.

Лететь вдоль трассы не особенно получалось - много высоты уходило на возвращение на прежний курс после выработки потоков. Один раз мы залезли даже на 2500, но возле вышки все равно едва не пришлось идти на посадку. Спас положение пашущий трактор - покрутившись над ним, мы нашли каждый себе по равноценному потоку. Набрали по 2000. Я был выше и мне крепко досталось - одно время на больших ушах перло плюс 6. Потом твистануло пару раз, при этом резко просадило, но крыло быстро вышло. Я сказал Оле, чтобы облетала меня стороной, а сам заложил такие большие уши, что при раскрытии у крыла запутались стропы на веере брейковой стропы. Узелок затянулся, и дальше пришлось лететь со слегка поджатой задней кромкой на одной стороне. После этого мы перестали броться со сносом, а пошли по ветру, стараясь не залазить выше 1500м. За рекордами мы не гонимся, а потому позволили себе кайфовать - дожидались дркг друга, крутили общий поток, пока было комфортно, а когда начинало колбасить или слишком тянуть вверх - бросали и становились на долет. В итоге слишком расслабились. На одном из переходов Олька отстала и просела - ее СЕЛЕКТ быстрее моего Х-ГЕЙМа набирает в потоках, но летит медленнее и на переходе сливает больше.
Не дотянув 500м до явно рабочего места, Олька села в селе рядом с остановкой автобусов, как потом выяснилось, у Ольки получилось 58 км - рекорд Украины среди женщин и среди юниоров - Ольке всего 16 лет!

А я нашел поток точно там, где ожидал - дотянул на качестве до подветренной стороны большой сухой долины с крутым склоном, за которым было здоровенное паханое поле. Пока я выгребался в потоке с долины, на поле родился жирнючий смерч. Мой поток явно сливался со смерчем, но произошло это уже на большой высоте, и проблем не создало.
Я опять вылез выше 1500 и настроился решительно - Олька села, теперь буду лететь повыше. Лететь в подвеске АВА СКАНДАЛ весьма приятно и тепло - ноги закрыты коконом. Все было хорошо, пока впереди не показалась большая река и большой город на берегу, а на GPS я не увидел, что все дороги и реки на нем обрываются в никуда.
Оп-па! Другой такой реки, кроме Днестра тут быть не может. Город? Там вроде только Тирасполь большой... Карту, конечно же, я не изучал. Была идея лететь вдоль Одесской трассы на Одессу, или при западном косяке на Коблево. А оказалось, что надо было изучать, что на западе. Пока раздумывал, город оказался перед носом. Там же вроде граница с молдаванами, или Приднестровье... Облетаю город с востока и сажусь на окраине. На поле такая жарища, что мозги плавятся... До меня никому нет дела, но работает эффект "девушки со стрелкой на чулке". Кажется, вот сейчас прибегут бравые пограничники и повяжут меня и оштрафуют, и весь кайф поламают...
А времени всего 13.30! Если бы не граница, получился бы серьезный улет. Оно и так неплохо -83 км по прямой, личный рекорд! Хорошо, что есть карта. По ней определяю, что забрался в сопредельное государство на 10 км...
Встречаю селянина и он мне рассказывает, что можно нелегально - через поле и в лесопосадку, а можно через два законных перехода. Внутренний паспорт у меня с собой. Иду к границе. По полю гуляют смерчи. Дохожу до границы, а там самая настоящая контрольно-следовая полоса и топтать ее не хочется - могут ведь сгоряча и морду набить. Звоню ребятам, определяемся, где меня встречать и иду на пропускной пункт. Приднестровские пограничники(русские) настроены более чем миролюбиво. Говорю, что смерчем перенесло на 500м за границу... Смерчей много и звучит правдоподобно... Звонят микроначальству, потом еще выше. Слышу, как на том конце прикалываются -"Ну Вася, ты даешь, я тут с женщинами и водкой, мы тут расслабляемся, а ты меня из-за такой ерунды напрягаешь. Пацан сам пришел, паспорт у него есть - так пусть себе идет с миром!"
Пишу объяснительную и иду. Через 200 м родная земля. Мнения украинских пограничников разделяются - один говорит "Та нехай собі іде...", а второй перерывает все, что можно, долго лапает запаску на предмет наркоты и звонит микроначальству. Приезжает. Очень хочет не пустить, но пока не придумал, за что. "Вот, сейчас задержим до выяснения..." А мне уже хорошо. Я не даю ему время сочинить причину: " А задерживайте. Через 10 минут приедет наша машина, полная киношников, они про нас передачу снимают, так что завтра сюжет про вашу контору по ящику на всю страну покажут - приднестровцы героя-спортсмена гражданина Украины по паспорту выпустили, а украинцы на Родину не впустили!" Пока он думает, подъезжает Серега Пискунов на ОМЕГЕ с Олькой, Мурзиком и надписью ПОЛЕТЫ НА ПАРАПАЛАНЕ. Офигевшие погранцы под козырек, конечно не берут, но сразу же отпускают с миром.
В этот день Белка и Ваня улетели на 30 км, а Юра Синьков(Колдун) на 15км с почти возвращением.

Некоторые выводы-рекомендации начинающим маршрутникам

1. Перед тренировочными маршрутными полетами тоже нужно тщательно изучать карту и забивать в GPS промежуточные точки-аналоги ППМ.
2. В Куте весьма типична погода, когда важно не пропустить первые потоки. Нужно стремится уходить с ними.
3. Нужно стараться организовать "паровоз" - улет одновременно как можно большего числа пилотов. Тогда легче находить наиболее сильную часть потока.
4. На переходах участникам группового полета нужно идти не "след в след", а параллельными курсами - тогда можно охватить большее пространство в поисках потоков.
5. Пока погода слабая, нужно стремиться выбраться так высоко, как только возможно. Если это туча, и рядом нет следующей, то разумно отвисеться под ней до тех пор, пока она работает.
6. Если погода сильная, много туч и потоков, то можно покидать поток, не доходя до облака и лететь к следующему.
7. Полезно экспериментально определить высоту рабочего эшелона - высоту, выше которой без проблем найти поток.
8. База(высота нижней кромки облаков) в течение дня растет. Высота, на которой было комфорно утром, в сильную погоду днем может стать проблемной из-за излишне сильных потоков.
9. В излишне сильную для вашего уровня погоду вполне разумно не выбираться под самую тучу, а лететь в среднем эшелоне, обходя по краю излишне мощные облака и покидая потоки излишней силы заранее, как только подъем вблизи облака станет излишне сильным. Меру каждый для себя определяет сам. Чтобы не пришлось потом применять до В-свал, есть смысл заранее покидать потоки вблизи облаков, подъем в которых превышает плюс 5. Другими словами, если вы сложили большие уши, а вас все равно уверенно поднимает - стоит подумать о том, что будете делать дальше. Лучше покинуть это облако заранее.
10. При групповом полете крыльев разного уровня, пилотам на крыльях с меньшим качеством и скоростью есть смысл забираться повыше более продвинутых. Иначе при переходе им может не хватить высоты, что бы уверенно долететь до следующего потока - у нас с Олей так и получилось. Ей не хватило 100-200 м высоты.
11. На малой высоте для поисков потоков особенно важно исползовать особенности рельефа - склоны, овраги, долины, границы полей, населенные пункты.
12. На большой высоте смерчи куда менее опасны, чем на малой.
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU