Главная Предлагаем Парапланеризм |
Мой первый полет -1999 год(автор А. Федак) Во всем мире парапланеризм уже давно перестал быть экзотическим видом спорта. Давно — это или с 1978 года, когда во Франции впервые удалось взлететь со склона горы на спортивном парашюте прямоугольной формы, или с 1985, когда Ричарду Трингуэру удалось пролетать без перерыва более пяти часов! После этого парапланеризм перестал быть экстремальным видом спорта и увлечением для нескольких фанатов, и начал быстро покорять мир, идя при этом семимильными шагами. Сегодня — это самый простой, самый безопасный, самый дешевый и самый доступный способ испытать чувство полета. И при этом самый неизвестный нашим соотечественникам. Остановите у нас человека на улице и спросите, что он слышал о параплане. И если из десяти хоть один знает хоть что-то, то считайте, что вам повезло. В лучшем случае перепутают с парашютом или дельтапланом. Обидно, хотя и закономерно. Хороший комплект для полетов стоит около 2000 USD -мягко говоря, не все могут себе позволить. Кроме того, нужен длинный холм с достаточно крутыми склонами для взлета, и ветер, который дует на этот склон, а также инструктор, который покажет что и как. Если к этому прибавить ваше желание, то в свой первый полет вы сможете самостоятельно отправиться сразу же после короткого инструктажа. Прокат снаряжения обычно входит в цену за обучение, стоит это на Украине как прокат на день хороших горных лыж! Взамен получаете целый мир неведомого доселе удовольствия, где каждый может найти свое: от учебных планирующих полетов типа «взлет-посадка», до многочасовых маршрутных полетов. Опытные пилоты, взлетев с небольшого холма, набирают высоту до нескольких километров (!) и проходят расстояния в десятки, а то и в сотни километров! Так родилось новое направление в туризме — паратуризм. Вспоминаю свой первый полет… Однажды мне позвонил мой друг Руслан, уже ставший фанатом параплана, и предложил попробовать. Сказал захватить с собой спортивный костюм, горные ботинки или кроссовки и что-то пошутил на счет памперсов. От центра Киева до парадрома Ходосовка 20 км и полчаса езды. Уже с дороги я увидел длинный, лишенный деревьев курган, протянувшийся с севера на юг почти на полкилометра. Крутой восточный склон, высотой около 80-ти метров, напомнил мне холмы около Феодосии и Коктебеля. Верхняя часть кургана совершенно плоская, внизу большой луг. Западный склон вдвое меньше, за ним большие поля. Как я потом узнал — это почти идеальное для полета место, только уменьшенное в несколько раз. С кургана открывается великолепный вид: от Киева на севере и до Триполья на юге. Невдалеке — Голубое озеро и село Ходосовка, уютно лежащее между холмов. Идилия… На склон дует легкий ветерок. Руслан достает параплан из небольшого рюкзака. Все снаряжение: параплан, силушка-кресло, запасной парашют (вначале необязателен) и защитный шлем весит от 8 до 15 кг. Руслан раскладывает на траве крыло из тонкой яркой ткани. Одевает подвеску и шлем. На это уходит меньше пяти минут. Берет в руки клеванты (ручки управления) и стартовые лямки, тянет за лямки, крыло оживает и взлетает в воздух, превращаясь из скомканой груды шелка в живое существо. Руслан отпускает старт, чуть подтягивает клеванты, и крыло замирает в воздухе. Руслан тянет его вперед два-три шага и (о чудо!) мягко и медлено отрывается от земли и летит. Еще раннее утро, ветер очень слабый, полет длится не более минуты. На посадке, в метре от земли, Руслан опускает руки вниз, натягивая клеванты и мягко касается земли, а крыло послушно оседает на траву. Через пять минут он уже на горе. Теперь моя очередь. Как-то слишком просто все выглядит, неужели и я так смогу?.. Короткий инструктаж — и я взлетаю. Описать ощущения невозможно, слишком это здорово! Я мягко сажусь, собираю крыло и бегу на гору. Чувствую себя героем и хочу испытать это снова и снова. Управлять парапланом предельно просто: потянул правую клеванту — повернул направо, потянул левую — налево. Нас несколько учеников, и мы, как заводные, взбегаем на гору, чтобы успеть еще и еще. Лично я свои первые десять полетов осуществил в первый день, потом всю ночь летал во сне и видел цветные сны. На следующий день я ехал на гору, считая себя знатоком. Мы приехали ближе к обеду, и тут-то я понял, что вчера у нас был просто «детский полет». Ярко светило солнце, дул хороший восточный ветер, и в небе кружилось два десятка парапланов и дельтапланов. Некоторые из них были так высоко, что их почти не было видно. В этот день ребята поднимались на высоту более километра. Руслан скомандовал нам ждать, пока к вечеру ветер не утихнет, асам побежал на гору и через несколько минут присоединился к этому разноцветному хороводу… Через три или четыре занятия я освоил полеты в динамике: ветер, набегая на склон, огибает его, и перед склоном образуется постоянный восходящий поток, способный поднимать параплан на три высоты склона (теоретически). Реально эта высота меньше из-за неидеальности условий: направления ветра, крутизны склона, завихрений, качества параплана и умения пилота. В первый же день, когда мне разрешили полет вдоль склона, всех этих условий в сумме оказалось достаточно для парения. Я летал вдоль склона, не садясь целый час, участвуя в общем хороводе. Остальных предупредили, что в воздухе «утюг», и меня боялись и даже уступали дорогу. Я бы сказал, что полеты в динамике отличаются от первого полета, как женщина отличается от фотографии женщины… Спустя некоторое время, Руслан сказал, что я готов к самостоятельным полетам. На следующий уровень я вышел, как мне показалось, совершенно случайно. Однажды, летая в динамике в солнечный день, я набрал высоту немного большую, чем обычно. Вдруг я почувствовал, что какая-то сила подхватила меня и потащила вверх с невероятной скоростью. Я всем нутром ощутил перегрузку (на самом деле совсем небольшую). Посмотрев вниз, я увидел, что склон, вдоль которого я летал, начал уменьшаться, дома невдалеке стали домиками, и вообще, окружающее с каждой секундой сталовсе более походить на вид из окна самолета. Я увидел Днепр от Вышгорода до Триполья и оба водохранилища. Стало страшно, хотя из теории я знал, что так и должно быть. Подъем продолжался. Крыло чуть подрагивало, будто кто-то подталкивал его мягкими лапами. Чем выше, тем более плавным стал полет. Постепенно все застыло: уже не летел ни вверх ни вниз, исчез ветер, исчезли все звуки и запах. Все залито солнцем, вокруг фантастический покой, а я подвешен над землей на тонких ниточках на безумной высоте. Я и не заметил, как страх сменился каким-то неописуемым ощущением свободы, восторга, неземного блаженства и райского наслаждения. Мои друзья, описывали это состояние, употребляли такие слова: медитация, экстаз, нирвана… и более крепкие выражения. Теперь я знаю, что они имели ввиду. Сердце бешено стучало, уши заложило, и я не сразу заметил, что земля начала приближаться, а снизу подо мной и чуть ниже по ветру уже кружится рой аппаратов. Это старые волки, увидев, как термик подхватил «утюга», кинулись туда, и теперь спиралили, набирая высоту. А я плюхнулся в цветы, сбросил подвеску и лег на траву. Надо мной было бездонное синее небо и в нем кружилась летающая братия. Ощущение не покидало меня еще несколько часов. И нет в этом ничего удивительного: я попал в термик — восходящий поток теплого воздуха. В общем, смысл полета в том и заключается, чтобы находить такие потоки, исписано немало страниц о том, как и где их искать. И набрал-то я всего каких-нибудь 300-400 метров, и совершенно случайно. Опытные пилоты находят их безошибочно, как хорошая собака безошибочно идет по следу, и обрабатывают их с ювелирной точностью, и летят так многие километры, перебираясь от одного термика к другому. Я испробовал множество спортивных развлечений: альпинизм, горные лыжи, сплав по горным рекам, лыжные походы, яхтинг, виндсерфинг, подводное плавание, велопоходы, но нигде ощущения не были такими острыми и такими доступными. Ведь для того, чтобы стать хорошим альпинистом или горнолыжником, нужны годы упорных тренировок. Нужно подерживать отличную физическую форму, чтобы получить от восхождения такое же удовольствие, как и от полета. А если вы захотите прямо из офисного кресла подняться на Эльбрус (что само по себе несложно), то вам придется изрядно потрудиться, и, вероятнее всего, все увидят, чем вы завтракали. А от центра Киева до парадрома всего полчаса езды, и через 10 минут вы уже можете лететь. Если вам повезет с погодой, то после десяти занятий вы сможете испытать те же ощущения, что и я. И если у вас на улице спросят, что такое параплан, то вы будет знать, что ответить.
|