ВАКОТА 2005.
Отчет о выезде Киевского парапланерного клуба SKY-CLUB на полеты на параплане на Днестр
в Бакоту, совершенный в ноябре 2005 года.
Не стоит искать на карте Украины населенный пункт с таким названием - не найдете. Так называлось
село недалеко от Каменец-Подольского, ушедшее под воду при заполнении Днестровского водохранилища.
Дайверы до сих пор развлекаются, посещая там подводное царство, состоящее из домов и церкви, будто
бы сохранившейся в неизменном виде, благо чистая вода позволяет это делать, как и
заниматься подводной охотой.
Единственное, что осталось над водой, и имеющее такое же название - действующий Бакотский монастырь,
расположенный на крутом правом берегу.
Мы давно обсуждали поездку в Бакоту на полеты, но смущало то, что в связи с наличием под стартами большого
водоема там будет задавлена термичка, а расположенные ненамного дальше от Киева старты Залещиков, хорошо
нами освоены и лишены этого недостатка. Подстегнул поездку Антон Балецкий, списавшийся с хмельницкими
парапланеристами, которые взялись помочь нам с доставкой на старт. Это избавляло нас от необходимости мотать
километры на своих авто.
Мы приехали в Хмельницкий в субботу утром, погрузились в бус, и через два с лишним часа были на старте.
Шел мелкий дождик, и сквозь туман едва угадывалась вода далеко внизу. Мы наварили глинтвейна, подкрепились, и пошли ставить
сеть, предусмотрительно взятую с собой вместе с надувной лодкой. Пока спускались к воде, полностью промочили
ноги. Вода оказалась удивительно чистой, а весь залив перегорожен сетями вдоль и поперек... Поставили сеть,
спрятали лодку в сосновой посадке и пошли к костру.
Несмотря на прогнозируемое улучшение погоды, дождь усилился, и мы весь длинный ноябрьский вечер просидели
у костра, скрашивая жизнь легкой выпивкой. Ночью дождь прекратился, и подул обещаный совсем неслабый
юго-восток.
Проснулись в 7.00 - собирались снимать сеть. Оказалось, что вопреки прогнозу, солнце не появилось, но ветер уже
вполне подходящий. Через 10 минут, стартанув прямо с поляны, Антон был уже в небе. А через полчаса, после
утреннего чая, к нему присоединились Саша Радомский, Леша Колесник, Сережа Шахов и Наташа Шапошник, стартовавшие
со склона. Я, одевшись потеплее, взялся руководить полетами. Ветер явно усиливался, облачность была низкой - база
около 200 метров над стартом, приходилось время от времени выгонять народ из-под туч на сложенных ушах, а при
порывах уводить на акселе подальше от склона.
Посадка на месте старта не идеальная - небольшая и неширокая полянка с попадающимися невырубленным
шиповником и прочими колючками, а дальше лесопосадка из 3-5 метровых сосен. При несильном ветре попасть на
полянку легко и просто, при сильном сдувает на лесопосадку. Нужно заходить на ушах, и если сдувает, добавлять
еще и аксель. Зазеваешься - развесишь крыло на сосенках. Снимать стропы несложно, особенно если есть
длинная палка(тут нам очень пригодилось весло).
Летали, пока не замерзали, а кто пожаднее, отогревался горяченьким, и опять стартовал. Приехали наши одноклубники
Володя Литовка и Костя Широков, вместе с Володей Силенко в обществе двух учлетов.
Для сугреву мы сбегали за сетью - негусто, но на вечер пожарить окуньков для создания обстановки хватит. Приехали
шумною гурьбой хмельницкие, и бысто заполнили гору бесстрашными пилотами, лихо стартующими прямо с поляны на
Орионах, умудрялись на них и парить над склоном, и беспроблемно стаскивать крылья с сосен, и запускать
новичков в сопровождении мощного мегафона, придававшего обстановке некоторую нервозность.
Многие при этом незакомплексованно садились прямо на поляну, чего нельзя сказать про наших. Для нас каждая посадка
была экзаменом на мастерство - ошибешься- развесишься. Для меня было настоящим мучением долго удерживать
ушные стропы в поларных перчатках без кожаных накладок - при попытке завернуть большие уши стропы
проскальзывали, а на малых не сажало(добавлял скорость и снижение акселем,
благодаря чему не развешивался).
Опытным путем было установлено, что симпатичная сверху полянка-карьер далеко не лучшее место для посадки
- и роторит и неровно. К вечеру тучи немного поредели и приподнялись, Костя и Володя смело уходили под ними
чуть ли не на середину залива, а нам с Сашей удавалось накрутить до 300м над стартом. Антон осваивал винговеры.
Ближе к сумеркам ветер еще усилился, мы остались вдвоем, лететь вниз не хотелось, и пришлось крепко побороться с
природой за право безопасно сесть на поляну. При этом местный гуру Сергей Петров пытался помочь нам советами по
мегафону, искренне недоумевая, почему бы нам просто не сесть с ходу на поляну, как они садятся на Орионах,
без всяких понтов с ушами и акселем... И сказал, что не уедет, пока не убедится, что все наши сели, и с
нами все в порядке, так что я сразу почувствовал себя шкодным городским ребенком на непомерно продвинутой
игрушке, за которым глаз да глаз нужен.
А если серьезно, ребята порадовали нас теплой и радушной атмосферой и даже пригласили посидеть у них в
клубе до поезда.
Мы решили не злоупотреблять гостеприимством, а несуетно посидеть у костра и пожарить рыбки, попить
глинтвейна и подышать кислородом...
И не ошиблись. Наступила темнота, народ разъехался, небо вдруг полностью очистилось, усыпалось
звездами, и выкатилась здоровенная луна, осветившая всех и вся...
Горячее вино сделало свое дело - очень захотелось летать! И ветер стих до разумного, и мысль, вначале
произнесенная, как шутка, стала реальностью. Мы с Антоном развернули крылья, повесили на шеи фонарики,
побалансировали с минутку на старте, нюхая погоду, и не унюхав ничего подозрительного, легко и изящно
взмыли к звездам. Полчаса мы летали, наблюдая внизу свои тени и отслеживая друг друга по огонькам.
Интересно, что время от времени я натыкался на мягкие восходящие поточки и спиралил в них, благо высота
позволяла. Я не раз летал ночью в динамике, но всегда было низковато, и никаких намеков на нестабильность.
А сейчас было невероятно приятно наблюдать, как при вращении сквозь стропы под крылом пролетает не
солнце, а луна!.. И посадка была безупречно удачной, одна проблема - крылья мокрые от росы...
На этой высокой ноте мы сфотились на память в уютной теплой пещерке, вход в которую находится
прямо на старте, загрузились в бус, и поехали в Хмельницкий на поезд. В пять утра были в Киеве.
|