Предлагаем

Отчеты

О клубе

Контакт

Фотогалерея

Baraholka

Наши баннеры


Организатор клуба:

Александр
Федак

 

домашняя страница   |  новости

телефон в Киеве: д.:535-41-85, моб.:(8-067)-954-17-90

Сентябрь 2003. Крым, кубок Киева. (автор А. Федак)

Бытует в народе мнение, что шару нужно лелеять, а хорошие традиции поддерживать. А наша традиция выезжать в сентябре в Крым на полеты несомненно хорошая. Как всегда, многие грозились принять участие в поездке, но на старт в итоге вышла небольшая, но исключительно приятная компания. Воскресенье 31 августа мы до вечера пробарахтались на западном старте Ходосовки, благо небеса подарили в этот день хорошую погоду. Правда, вечером пошел дождь, к ночи превратившийся в ливень. Как в прошлом году:- сама природа нашептывает, что пора бежать на юг.

В полночь, под проливным дождем, собрав команду по всему Киеву, под завязку набитые народом и вещами JETTA и OMEGA покинули любимый город. Напряженный день, по одному водителю в машине, дождь:Часа через 3 мы обогнали непогоду и, во избежание ночных кошмаров с сонными водителями, свернули с трассы и закатили в лес. Бывалые альпинисты мигом соорудили палатки, замутили чай на газу и через полчаса вся компания уже мирно посапывала.

Утром нас догнал дождь и опять весьма серьезный. Мы попрыгали в машины и помчались с ним наперегонки. Очень скоро мы победили и опять увидели чистое небо. И все было бы хорошо, если бы не:Совет любителям ездить по родной Украине на газу - не стесняйтесь заправляться при первой же возможности, т.к. второй может не быть. Мы, например, смогли заправиться только на девятой(!) - то газа нет, то штуцера, то еще чего- то.

Въезд в Крым теперь опять платный - дарим казне по 10 гр. с авто. Наконец выезжаем на Клемуху - народ с крыльями и довольными физиономиями развалился на южном старте. Говорят, что еще полчаса назад все чудесно летали на юге. А сейчас еле-еле тянет с запада. По всему выходит, что мы привезли с собой непогоду.

Едем в Двуякорную бухту. Это рядом с Орджоникидзе и довольно удобно - город недалеко, асфальт почти до воды и людей немного. Море ну очень теплое! А в городе, куда мы заехали за вином, воздух просто горячий. Шумным весельем мы отмечаем приезд и пьем за погоду. Видимо мало пьем - ночью с берега задул такой ветер, что чуть не посрывало палатки. Унесло коврик, всякие мелочи и вся ночь прошла в бесплодных попытках уснуть под хлопанье тентов.

Утро встретило нас солнцем, ветром и холодом. Едем в пара-бар к Жукарину и оставляем там вещи. Затем вшестером запихиваемся в OMEGU и едем в Новый Свет - наш коронный способ борьбы с плохой погодой в Крыму. Братья пилоты, покупая авто помните, что большой универсал - самая правильная парапланерная машина! Столько народу можно спрятать в багажнике! Угадали - в Новом Свете тепло и тихо. Не отвлекаемся на всякие пустяки типа Шаляпинской тропы, сквозного грота или Царского пляжа. Сразу идем на Сокол. В лоб. Ну не по стене, конечно, но все равно снизу наш путь выглядит очень внушительно. И если среди вас нет бывалого альпиниста, то повторять наш путь не советую.

У нас таких аж три. Маршрут красивый - по гребню, по расщелинам и полкам, между эффектными башнями. Веревка не нужна, но есть несколько мест где можно заблудится и где путь проходит над серьезными сбросами - лучше не срываться, так как лететь потом долго.

А вид с вершины как всегда замечательный. Спускаемся к теплому морю по хорошей тропе, заливаемся пивом и едем на Клемуху. Как раз успеваем к вечернему динамику на севере, и час катаемся в ну очень мягких условиях. Ребята здесь впервые и все удивляются, как вообще возможны полеты при такой малой крутизне склона. Я и сам каждый раз удивляюсь:

Утром бужу всех ни свет ни заря. Дует кислый северо-запад. Едем под Орджоникидзе на северный старт Тихой бухты. Выезжаем на машине прямо на перевал, откуда открывается изумительный вид и до вершины рукой подать. Северный и южный старты разделены узким травянистым гребнем. На севере, довольно далеко внизу ЛЭП, а на юге скалы и обрывы. Если погода ухудшится, то летать здесь будет непросто.

Ветерок пока слабый. Взлетаю и метр за метром набираю высоту. До чего же здесь красиво! Ко мне присоединяются Игорь, Саша и Рома и мы летаем в чудесных условиях полтора часа. Потом начинает работать термичка и становится жестковато. Когда прибор пропищал +5, решаю сажать всю компанию. Для начала вполне достаточно - опыта у ребят пока маловато - Рома и Саша знакомы с парапланом всего два - три месяца. Садимся почти у самых машин, чуть ниже перевала и, размахивая руками, обмениваемся впечатлениями и рассматриваем диковинных насекомых - богомола и еще какое-то чудище. Через 20 минут после посадки ветер усиливается, а потом вдруг выключается - похоже, скоро начнется бриз. Самое время немного подкрепится. Самая вкусная и при этом дешевая еда - в Орджоникидзе в кафе возле базара. В отличие от Феодосии и Коктебеля все действительно домашнее и свежее.

После обеда едем на бриз в Тихую бухту. Опять выезжаем на тот же перевал, только теперь стартуем в сторону моря. Ничего себе местечко! Внизу скалы и острые гребни, ветер слабый и если просадит, то посадка будет яркой. Взлетаю. И этот легкий ветерок чудесно поднимает меня метров сто над стартом. Это 500 м над морем. Ярко! Вслед за мной стартуют ребята, всего7-8 крыльев. Как по заказу ветерок немного усиливается, и мы весьма комфортно летаем часа два в сказочно красивом месте, греясь в лучах вечернего солнышка и наслаждаясь видами.

Под нашими ногами медленно проплывают окрашенные закатными красками склоны берегового хребта, далеко внизу кипит розовая пена прибоя и прячется городок Орджоникидзе, окруженный причудливыми горами. На западе, за живописными изломами бухты Тихой и мыса Хамелеон, за глубоким врезом Коктебельской бухты, высится мрачная громада Кара-Дага, воспетая гением Киммерии Максимилианом Волошиным. Величие картины дополняется характерным свистом строп и "розбещеними криками морських птахiв", парящих у нас под ногами и деловито гадящами на скалы:

Кстати, о птичках. Перед выездом в Тихую спрашиваю у Жукарина, можно ли запускать учлета с этого старта. "Можно, если он тебе надоел," - отвечает Сергей. Почти серьезно. Во всяком случае, совсем зеленого нельзя, а без радиостанции даже продвинутого не стоит.

А у нас получилась накладка - станции остались в машине, кроме двух. Вначале со связью полетал Рома, освоился на новом месте, потом подошел Саша, Рома сел и передал станцию ему. И в итоге остался без связи. Когда со стороны Феодосии появились тучи, а затем явственно стало видно, что по морю побежал шквал, я забил тревогу. Там подуло с берега и подуло совсем не по-детски. Нужно было срочно садится. Было два варианта - прямо на гору, чуть южнее гребня или на большую, ровную поляну далеко внизу у мыса Хамелеон. Там попроще и понадежнее, но идти оттуда далеко и лететь надо над береговой линией, чтобы не попасть в ротор от острых скал. Все, кроме Ромы, сложили уши и сели на гребень. А Рома еще не привык к новому крылу и на ушах чувствовал себя неуверенно. Покрутился над гребнем, а высоту сбросить и грамотно зайти на посадку не получается. А шквальная полоса на море все ближе. Кричу Роме, чтобы летел вниз к Хамелеону. Он и полетел. Не расправив уши. И не перед грядой над морем, а между двумя хребтами. Да еще и на перевал прицелился! А связи нет. Понимаю чем это грозит и ничего не могу сделать. Рома скрывается за гребнем: Ветер не такой уж и сильный и, скорее всего, ротор там не такой уж и страшный, но все равно об землю может ударить крепко. Бегу туда. Рома развесился на очень крутом глиняном склоне второго гребня. Посадка явно не была мягкой. Сообразил сидеть и дожидаться меня. Сорваться с такого склона и потом катится в овраг метров 50 совсем не сахар. Так на ушах и садился. Говорит, между хребтами ну очень сильно трясло, уши открывать побоялся, быстрое снижение и очень грубая посадка. Ну еще бы! В итоге все отделались легким испугом, а Рома растянутым голеностопом. А шквал прошел мимо нас и ветер просто тихо умер, но если кто-то решит, что вся суета была напрасной, то я с ним не соглашусь. А Рома получил боевое крещение и отныне по праву именуется Рома-Ротор.

Видимо его желание устроить паузу в полетах было так велико, что ночью пошел дождь, подул холоднючий северо - западный ветер и два дня мы летали только поздно вечером по часу-полтора на северном старте. Ветер был то слишком сильный и почти всех сдувало, то предательски быстро выключался. Зато небо порадовало нас совершенно феерическими закатами, на фоне которых мы развлекались, таская кайты, а Рома - Ротор вместе с Жукаринским котенком усиленно изучал теорию воздушных потоков.

Кстати, Жукаринские коты оказались весьма продвинутыми зверьками. Полосатая, как тигр, Люська очень любит запрыгивать на колени и совать свою пушистую мордочку куда попало. Обычно попадает в вашу тарелку, если вы слишком долго проявляете непонятливость и не выделяете ей ее кошачью десятину. Однажды она поймала мышку и долго развлекалась, цепляя ее когтем и подбрасывая в воздух, причем старалась попасть по ней в полете другой лапой, как волейболист на подаче. Дошалилась до того, что забросила несчастного мышонка к нам на стол, и я едва успел закрыть свою тарелку руками, а мышонок успел сделать три круга между тарелками, прежде чем мне удалось сбросить его со стола. Жаль, заснять не успел. Зато Люська, лакающая Алиготе из бокала, удалась на славу.

Котенок, вместе с Ромой изучавший теорию воздухоплавания, имеет серьезный опыт забегания с подвески, вечно висящей в парабаре, вверх по стропам до потолка, и обладает недюжинным вестибулярным аппаратом - вытрясти его из подвески совершенно невозможно:

Идет дождь, мы сидим в баре, попиваем вино и просматриваем на экране видеокамеры наше восхождение на Сокол. Через всю комнату к розетке протянут шнур питания. В баре полно народу, все галдят, размахивают руками и обмениваются правдивыми историями. Входит здоровенный дядька и цепляет ногой шнур. Я привычно - инструкторским голосом кричу: ,,Стоп!'' Ха! При этом половина народа в баре дергает двумя руками вниз, как при неудачном старте, испуганно таращится на меня, затем на себя: Наконец до всех доходит весь комизм ситуации:Пауза: Жукарин продолжает свой рассказ.

Так вот, летаем вчера в бризе на погранцах. Куча крыльев в небе. Я катаю народ в тандеме. Подходит к Валере длинноногая блондинка с пляжа и интересуется.
-А можно полетать?
-Можно.
-А не опасно?
-Да нет.
-А сложно?
-Да проще простого.
-И даже я смогу?
-Конечно.
-А что я должна делать?
-Мы тебя пристегнем и поможем взлететь. Ты должна бежать на старте, бежать на посадке, а в полете можешь расслабиться и получать удовольствие.
-Ой, здорово, я уже хочу! Цепляйте!
Ну, Валера одевает ей шлем, подвеску, а я с тандемом уже готов и стою сзади. Она меня не видит. Ее пристегивают к коромыслу, Валера нас тянет, я поднимаю крыло, и мы взлетаем. Летим. Уже сделали три круга, высота над водой метров сто, вокруг летает полно народа. Девчонка молчит, балдеет наверное. Пытаюсь завязать разговор.
-Ну, как, нравится?
А она дергается испуганно.
-Ой, кто здесь?!!
Все ржут: Наконец потеплело и подуло с юга. Видимо, уехавшие в Киев Ира и Галя увезли с собой плохую погоду, а приехавшие оттуда Миша и Даша привезли хорошую. Остатки холода и дождя Игорь утащил с собой на Тарханкут. Теперь мы по утрам вылеживались на пляже, а когда включался бриз летали на погранцах или в Тихой.

Как-то мы успели полетать утром на юге на Клемухе, днем в Тихой и вечером опять на Клемухе. С перерывом на обед.

Днем на горе закрыли полеты, несмотря на проводившийся в это время кубок Коктебеля. Какой-то слуга народа решил покататься на спортивном самолете и, оберегая спокойствие их величества, другие слуги народа отобрали небо у всех. А мы решили спрятаться в Тихой. Авось не доберутся. Выезжаем на перевал, выходим на старт. Дует весьма душевно - сразу выдувает на сотню метров. Два часа мы кружили над побережьем, время от времени сражаясь с набежавшими тучами. Стартовали мы средь ясного неба не ожидая подвоха, одетыми весьма легкомысленно. А злые тучи коварно подкрались сзади, закрыли солнце и потянули нас к себе. На этот раз все были со связью, и мы довольно уверенно себя чувствовали. Подходит очередная туча, даем ей подтянуть нас метров на 300-400, а затем складываем уши и убегаем вниз до уровня гребня. Отпускаем уши - нас опять тянет вверх.

Наконец солнце спряталось окончательно, тучи совсем почернели и паузы прекратились. А верховой ветер в море. Стало совсем неуютно. Миша не выдержал первым и убежал к мысу Хамелеон, где и приземлился на большую, ровную площадку. А Рома, Саша и я, набрав побольше высоты, перемахнули через гребень и ломанулись в долину между Орджоникидзе и Феодосией. Саша приземлился первым, примерно в километре от шоссе - достаточно далеко от роторящего берегового хребта. Мы полетели к нему. Я резвился, закладывая глубокие посадочные спирали, пока не обнаружил что ветер у земли такой сильный, что параплан его не пробивает, а перед десятиметровым холмом на посадке даже динамит. На сей раз Рома летел на ушах уверенно и аккуратно и выполнил посадку безупречно.

Ребята стали складывать крылья, а я пошел за машиной, оставшейся на перевале. Над головой, повторяя наш маневр, пронесся Андрей Цедик, а мудрый Володя Яворский, выпаривший с первого уступа Тихой бухты, туда же и сбежал. Утром там кому то не повезло: пытаясь выпарить от самого моря в слабый ветер, кто-то развесился на склоне, а кто-то искупался в море: А на перевале уже задувало так, что машину покачивало, и, расставив руки можно было ложиться на ветер. Воистину, в карьере парапланериста, как и в карьере вора, конечно, самое главное - вовремя смыться!

Вообще, такой двухчасовый полет дает опыта больше, чем 20 часов катания в динамике на Клемухе в тепличных условиях. Оторваться от горы и полететь по ветру психологически непросто. Интересно, что летающие на погранцах с высоты полетов над Тихой вообще смотрятся как бегающие по земле.

А тем временем на Клемухе открыли старт. Несколько человек подобрались под тучи и улетели. Отличился Клим из Черновцов, перелетевший Феодосию и пролетевший над нефтехранилищем. Одуревшие от скуки охранники вдоволь натешились, гоняясь за ним по полям на бобике, раскладывая на земле и вызывая СБУшников. Как никак террориста поймали, воздушного пирата, блин!

После чего опять закрыли полеты, и какое-то время мы слушали спасенного Жукариным Клима, без особой радости рассказывающего о своих похождениях: ,,Здоровые они мужики, однако!,, , ,,Так ты еще и сопротивляешься!,, , ,,Тут тебе не Европа, блин!,, Бррр!

А погода просто фантастика. Пилоту летать не запретишь, и мы с Мишей и Рафом из Львова, нагло и цинично взлетели. Спустя 10 минут кто-то из дельтапланеристов, решивши отличиться, начал гоняться за нами на машине, наполняя воздух репликами: ,,Ковер!,, , ,,Все на землю!,, , ,,Сидеть!,, , ,,Жукарин, мать, сажай своих уродов!,, Стыдитесь, коллеги по цеху! Есть же разница между закрытием старта для участников соревнований, собирающихся лететь маршрут над большой территорией и на большой высоте, и полетами в вечернем термодинамике над горячо любимым баром с максимальным набором 200м. Мы к памятнику - они за нами, мы в ложку ЦАГИ - они туда же. Поганялись полчасика, охрипли, устыдились и иссякли. И тут же к нам присоединилось еще два десятка парапланов, а затем, сотрясая воздух, в небо взмыла мотодельта. Жизнь наладилась.

На следующий день поставили маршрут на Меганом. Мы, не участвующие в соревнованиях, за поздним завтраком с завистью наблюдали, как изящно улетал Жукарин, как забрался под самые тучи и, скрывшись где-то между ними, долетел до Солнечной Долины. Есть к чему стремиться:А прогноз на завтра неутешительный. Решаем сделать себе подарок под окончание тура - полетать на Агармыше. Господа пилоты, какое место! Мы увязались за Геной Шевченко и у него на хвосте свернули с шоссе в самом начале Старого Крыма и выехали на перемычку между Агармышем и карьером. Гора поросла можжевеловым лесом. Если у вас дорогая и низкосидящая машина, возможно не стоит царапать ей бока и отрывать глушитель на горной дороге - есть там одно неприятное место. Впрочем, мы вчетвером с парапланами на OMEGA выехали без проблем. Старт прямо с перемычки, под северо-запад, север и северо-восток. Перепад высоты 300-400м, смотря как считать - внизу бесконечное наклонное поле.

Слава говорит, что ветра здесь гораздо слабее, чем на Клемухе. Сюда не достает бриз и не срезает потоки, а потому сделать маршрут здесь проще. И потоки широкие и спокойные. Когда мы выехали с севера Клемухи, там уже все скисло. Здесь такой же дохлый ветер, но пейзаж гораздо красивее. Ладно, не будет держать - просто слетим вниз. С такой высоты это тоже интересно. Взлетаю. Не садит! Наоборот, очень легко и непринужденно набираю 200м над вершиной. Ну очень мягко, уснуть можно. Несмотря на то, что уже вечер, перед вершиной стоит широкий и вялый поток +0,5+1, и я крутился в нем больше часа, даже после заката. Потом все же начало сажать, и ребята полетели вниз. А я преспокойно сел возле машины на широкий безлесый гребень. Обалденное место!

Утро началось сильнейшим восточным ветром, затем небо затянуло тучами и стало понятно, что пора уезжать. К тому же в Киеве погода наладилась, в кои-то веки подул восток и Руслан организовал впервые в истории Киева соревнования по парапланеризму. Днем мы уехали. Как говорится, не прощаясь. И не бросая монеток - все равно еще не раз вернемся. По пути сделали небольшой крюк, чтобы посмотреть Ак-Каю, или Белую Скалу возле Белогорска. К вечеру добрались до села Ракове возле Вознесенска, где и заночевали в лесу на берегу озера. А еще лучше ночевка там же, но на берегу Южного Буга. Если есть время, можно и покупаться в чистой воде, и шашлычки пожарить. Это как раз середина пути.

Подъезжаем к Киеву и видим, что ветер восточный, вроде бы и не сильный, и солнышко светит. Возле Глевахи сворачиваем с Одесской трассы и едем в Ходосовку, как раз по дороге подбора. Рассказываю ребятам про ориентиры на трассе, и том, как все это выглядит с высоты полтора километра. Думаю, что очень скоро им это пригодится. А погода то и впрямь летная. Летаем. Ребята то прибавили! Хотя после Крыма здесь довольно неприятно - очень жесткая термичка, а много набрать не удается, потолок 200м. Зато перед закатом и здесь спокойный и ровный динамик. Ух и налетались! Подвожу итог нашей поездке и говорю ребятам, что завтра у них есть реальный шанс стать лучшими в своем классе.

А в субботу 12 сентября проходил первый в истории Кубок Киева по парапланеризму, состоявшийся благодаря стараниям наших одноклубников Руслана Грицайло и Саши Хлебникова, совсем недавно завоевавших бронзу на Кубке Мира по мотопараглайдингу в классе моторных двухместников.

Ребята подгадали погоду и обзвонили всех и вся, даже нас пригнали из Крыма. Разыграли два комплекта наград - для начинающих и опытных пилотов. Начинающие - это те, кто летает меньше года, и те, кто себя к ним причисляет. Опытные - те, кто летает больше года и себя к таковым причисляет. Весьма демократично. Справедливости ради скажу, что признанные киевские пилоты-маршрутники, старые мудрые волки, откровенно продинамили данное мероприятие. Кто просто летал в свое удовольствие вне зачета, кто наблюдал с земли, а мы с Русланом катали в тандемах гостей, зрителей и вообще: Даже по 300м набирали: Ладно, чего уж там, оправдываемся:

Все это никак не ставит под сомнение успехи тех, кто принял участие и играл по правилам. А правила были драконовскими - дабы не сбивать самолеты, битком набитые ни в чем не повинными гражданами, мы установили потолок высоты 500м. А это существенно усложнило полет на открытую дальность. Победителем заслуженно стал Иван, как лев бросавшийся в жесткую термичку и сильный ветер. В итоге Ваня улетел на 7км, причем на 500м он честно пытался выйти из потока, сам видел, и это ему удалось, а превышение потолка в 80м судьи простили великодушно.

Наша крымская компания тоже отличилась. Миша получил приз зрительских симпатий. Легко и изящно, без вариометра, уже под вечер он улетел на 25км, правда, вне зачета, с набором высоты полтора километра. Автор этих строк весь день доводил до оргазма покатушников, поднимая их высоко над землей и слегка балуясь винговерами. А самые начинающие из всех начинающих участников, герои Крымской Кампании, Саша Юдкович и Рома Котов-Ротор, утерли всем нос и заняли первое и второе места соответственно. Наши поздравления!!

А что же из этого следует? А следует вот что - хотите научиться летать, приходите, научим.