Главная

Наши баннеры

Организатор клуба:

Александр Федак

Кавказ-Домбай 2000. (автор А.Федак)

Как правило, все приезжающие в Домбай горные туристы стремятся посетить хорошо известные и, безусловно, красивые перевалы и вершины в Главном Кавказском хребте(ГКХ) или очень близко к нему. И в погоне за категориями и справками оставляют без внимания все, что вдалеке от ГКХ(даже в КСС ничего толком не знают про то, что ниже Теберды). И совершенно напрасно. Однажды, убегая от дождей, зацепившихся за ГКХ, я завел группу на Бадукские и Хаджибейские озера, и теперь стараюсь включать их в маршрут при каждом удобном случае.

Этот рассказ о семейном походе, но это совсем не значит, что обошлось без приключений. Я только что проводил компанию из предидущего похода, в одиночку сбегал от скуки на Семенов-Баши,2А, и встретил в Невинке с поезда Свету, Олю и Марину. Посреди ночи мы уже были в Домбае.

Саша Федак Света Федак Оля Федак, 9 лет. Марина Коткова, 12 лет.

Мы подъехали машиной к началу ущ.Бадук, перебрались через реку по подвесному мостику и двинулись к озерам. Вначале тропа круто шла вверх, а потом дно долины стало выполаживаться и мы вышли к первому озеру, самому маленькому и красивому той идиллической красотой, какую любят изображать на картинах и шоколадных упаковках. Сразу за ним еще два озера, одно красивее другого. На втором мы ночуем, в окружении здоровенных хвойных деревьев.
В ущ.Теберда. Первое Бадукское озеро. Второе Бадукское озеро.

Не ущелье, а просто учебник географии-южная сторона долины(северный склон) - более холодная и влажная, поросла вековым еловым лесом, выше переходящим в березовые джунгли, точно как в Домбае. Южный склон, более сухой и теплый - облюбован сосновым лесом, сразу переходящим в альпийские луга- как в Узунколе. А на дне ущелья - каменная россыпь, поросшая можжевельником, как в Крыму.
Третье озеро на границе леса. За ним тянутся кленово-березовые джунгли, а потом еле заметная тропа приводит нас к реке с кристально чистой водой. Это тоже визитная карточка Теберды - здесь нет крупных ледников, и очень много зелени, а потому вода чистая, как нигде на Кавказе. Мы так очарованы этой красотой и увлечены купанием, что уходить отсюда совсем не хочется, и мы проходим совсем немного, и останавливаемся на ночлег напротив четвертого озера(с тропы его не видно).
Третье Бадукское озеро. Река Бадук. Пятое Бадукское озеро.

В пятом озере тоже купаемся - вода в нем особенно холоднючая, похоже что лед только недавно растаял. Купание везде, где только можно - наша маленькая хитрость. Вылетаешь из воды, как ошпаренный, и усталости как не бывало.
Пятое Бадукское озеро. На перевале Бадук. Поднимаемся на Хаджибей.

Перевал Бадук разделяет два мира -буйная раститительность домбайского типа сменяется суровым пейзажем Аксаута - вокруг только снег и камни. Внизу озеро Марка, известное тем, что в начале лета оно кристально синее, а в конце- молочно серое. Это потому, что летом снега меньше, и ручьи, стекающие по голым каменистым склонам, несут в него много мелкого песка.
Мы не спешим, Марина первый раз в горах, не считая Крыма, и пока неуверенно чувствует себя на снегу. На озере обедаем, и , обленившись, остаемся ночевать.

Утром идем на Южный Хаджибей 3200м,1Б, почему-то неправильно указанный на большинстве карт. Неспешный спуск с перевала по довольно крутому осыпно- снежному склону проходит под палящим солнцем, и мы бросаемся охладится в первое же озеро, на берегу которого и ночуем. Красотище!
На перевале Хаджибей. Вид на пер.Хаджибей. На оз.Малый Хаджибей.

Все утро прыгаем в воду Большого Хаджибейского озера со здоровенного камня, потом переваливаем через перевал Азгек в одноименное ущелье и спускаемся до начала подъема на вершину Тогузкель-Баши. Девченки отдыхают, а мы вдвоем совершаем вылазку на вершину.
Хороша водичка! Уходим на Азгек. В ущелье Азгек.

Здесь уже не заповедник и это ощущается- первое из трех Азгекских озер оказалось сильно подпорчено пасущимся на его берегу скотом. Радует, что до верхних озер рогатые зверушки не доходят - травки там маловато. С вершины чудесный вид на редко посещаемые туристами ущелья. Время идет, и к палатке мы возвращаемся уже в темноте.

Вечерняя магия. Утром на Хаджибее. В озере Азгек. На в.Тогузкель-Баши.

Ниже по ущелью стоит кош, где нас очень готеприимно встретили. Оказалось, что главенствующий там почтенный старик, в детстве вместе со всей родней, вследствие мудрейшей политкики кремлевского горца, был выселен в Казахстан и выжил в основном благодаря помощи выселенных туда на несколько лет раньше украинцев...
Угостившись айраном, мы идем вниз по Азгеку, поросшему сосновым лесом, и затем по ущелью Муху, по проселочной дороге, идущей по сухому, опаленному солнцем склону. С погодой все просто - чем дальше от ГКХ, тем меньше шансов на дождь. Спускаемся в Теберду, ловим машину и едем в Домбай. Наше довольно ненапряжное передвижение привело к тому, что все хорошо акклиматизировались и чувствовали себя великолепно.

Оз.Третий Бадук. Река Бадук. Без комментариев. Малый Хаджибей.

На вторую треть похода мы запланировали несколько восхождений. Света мечтала забраться на Белалакаю, а поскольку опыта у нее было маловато, мы решили начать с траверса Сулахат 3450м,2А, а потому, прихватив кое-какое снаряжение, потопали ночевать на Турье озеро. Там было настоящее столпотворение - стояло около 50(!) палаток - оказалось, что в Баксане сель попортил шоссе и все ломанулись в Домбай. Но во всем есть свои плюсы - встретили множество друзей и знакомых...
В ущелье Алибек. Под пер.Ноги Сулахат. На вершине Сев.Сулахат.

Рано утром вдвоем идем на траверс Сулахат с юга на север - сперва поднимаемся на Ноги(Южная вершина). Несмотря на раннее утро там уже сражаются с трудностями две группы, и еще две топают за нами. Пришлось валяться на солнышке, пока первые пройдут ключевой участок.На гребне нас встретил такой ветер, что казалось, только расслабся и сдует, как пушинку. Мы легко догоняем предшественников и с Северной вершины(Голова) спускаемся первыми, а уже в 2 часа дня мы на Турьем. Только искупались, как зарядил дождь и шел, почти без перерывов двое суток. Мы не выдержали непрерывного лежания в палатке и сбежали вниз.
Погода неустойчивая, и мы подстрекаем группу Сереги Шеремета укатить в ущ.Джемагат и там сходить траверс вершин Кыркая - Канделляр-Ляр. Погода там всегда лучше, а сам траверс красивый и несложный, хоть и напряжный. Ночуем у коша в начале ущелья.
Внизу Теберда. Подъем на Кыркаю. На гребне Кыркаи.

Утром поднимаемся на гору по длинному красивому гребню, идущему то по сосновому лесу, то по скалам, то по траве. Потом долгий траверс по хребту и спуск к пер.Эпчик Даутский. С северной стороны гребня все время клубится густой туман, но погода уже наладилась и жизнь побаловала нас отличными видами - весь ГКХ от Безенги до Архыза. А на дне ущелья - нарзанами и кошем с очень вкусным и ненормально дешевым сыром.

Убедившись, что погода изменилась к лучшему, мы пошли на Медвежьи ночевки в ущ.Аманауз. Белалакая 3860м,3Б - пожалуй, самая популярная вершина в Домбае, и очередь на нее оказалась расписана на три недели вперед(!). Но Свете очень хотелось, и я решил немного похулиганить - выйти пораньше под маршрут, дождаться там законно идущую группу и упасть ей на хвост( по-другому нельзя, иначе мы бы засыпали друг друга камнями).
Софруджу и Белалакая. В рассветных лучах. Красавица Белалакая.
Мы ночевали на Медвежьей поляне - пришлось выходить в 2 часа ночи. Под маршрут подошли с первыми лучами солнца, и тут увидели, что кто-то все же проснулся раньше нас - пришлось догонять. Их инструктор сразу догадался в чем дело, и они стали убегать. В конечном счете мы их догнали, Света с языком на плечах, и на нас посмотрели без особой радости. Я сообщил, что на Белалакаю уже дважды водил группы, хорошо знаю маршрут, и нас приняли. Ребята из Краснодара оказались весьма приятными(это их первая 3Б), а их инструктор явно опытным(он слегка скучал и все время убегал вперед).
Я разгрузил Свету(она все никак не могла отдышаться) и, весело оббегая группу со всех сторон, занялся видеосъемкой. Мы оказались попроворнее остальных, и я совсем расслабился. Белалакая - несколько нетипичная 3Б, многие говорят, что она тянет на 4А. Вначале долгое движение по крутому склону по полкам без страховки, в финале совсем непростой выход на башню. Если с полки улетишь - лететь дофига. С полок на гребень на большой жандарм переход тоже неприятный - я водил правее кулуара (одна веревка), сейчас мы пошли по кулуару без страховки. На входе в кулуар нужно, ставши на крутой ледовый уступ, сделать небольшой выход, оставив руки ниже пояса, и перевалиться на полку. Я слишком много шутил и долго умничал, помогая остальным и снимая все на видео. И допрыгался.

Под вершинной башней. Выход на башню. Водопад на Медвежьих. На Медвежьих ночевках.

Когда пришел мой черед, то во время выхода висящая на груди видеокамера зацепилась за выступ, а тяжелый рюкзак( чего стоит один только Киев-88 с полным набором объективов!) завалил меня назад, и я опрокинулся, подскользнулся, сорвался и полетел вниз - метра 3, не больше. Брякнулся на наклонную скользкую снежно-ледовую полку, перевернулся и, распластавшись, умудрился остановиться в двух метрах от края, за которым был возможен полет метров на триста. Хороший шлем, каримат внутри рюкзака и исполненная фигура высшего пилотажа меня спасли - из потерь только немного подранные штаны, полное недоумение народа и истерика у Светы. Я спрятал камеру и повторил попытку, пока их инструктор ничего не заподозрил. И тихонько поблагодарил Бога за помощь, и дарованную мне способность собираться в критических ситуациях.
Дальше получилось без подвигов, и в 9 утра мы уже стояли на вершине. Погода нас баловала, и, полюбовавшись пейзажем и не спеша перекусив, мы двинулись вниз. Вначале спуск совсем простой, а потом 4-5 веревок подряд несложного дюльфера по теплым скалам. Как, все таки, здорово!
На вершине. После дюльфера. Малая Белалакая.
-Ой, на ромашки наступила!
Это реплика висящей на веревке Светы - женщина умудряется оставаться таковой даже здесь
Потом мы глиссеряем по заснеженному леднику, еще часок трусцы по травке, и мы у водопада. И всего лишь 2 часа дня!
Следующий день отдыхаем, любуемся нависающей над нами Белалакаей, купаемся в водопаде и валяемся в цветочках. Света утащила с вершины кусок мрамора и теперь медитирует над ним.

Мимо нас вверх пробегает народ - оказывается, наверху спасы. Ребята, с которыми мы вчера ходили, говорили, что сегодня на гору пойдут их одноклубники. Быстро выяснилось, что примерно с того же места, где вчера кувыркался я, сорвался и погиб совсем молодой парень. Все настолько подавлены, что кажется, сами горы склонили голову. Какие теперь восхождения... Под мелким дождиком спускаемся по Обезьянней тропе в Домбай.

Пик Ине. Ущелье Домбай-Ульген. Озеро в висячей долине.
Напоследок идем через ущ.Домбай-Ульген на пер.Чучхур - легкая и приятная прогулка. Ночуем на маленьком, но очень красивом озере в начале висячей долины. Отсюда хороший вид на ущ.Алибек и гору Сулахат(спящая женщина - согласно легенде, пастушка Сулахат улеглась на перевале и закрыла собой долину от холодного ветра, и теперь барашкам, козликам и туристам не холодно даже зимой). А мы так цинично ходили по ней ногами...

На Русской поляне. Цветник. Сулахат-спящая женщина. На озере.

Утром тропа ведет нас по склону, сплошь поросшему яркими цветами, потом по гребню морены. Спуск с перевала в ущ.Бу-Ульген сперва по тропе, а потом по самым настоящим джунглям, местами по веткам деревьев. Само ущелье дикое и очень живописное.
Горное зеркало. На красном ковре. На перевале Чучхур.

Во время перекуса съедаем остатки продуктов, потом идем купаться в очень теплом озере Туманлы-Кель(Форельное) в ущ.Гоначхир. На озере ловим машину и возвращаемся в Домбай. А на следующий день едем на поезд в Невинку и оттуда в Киев.
Спуск в Бу-Ульген. Туманлы-Кель. До встречи, Домбай!

График движения.

1. Пос. Домбай - ущ.Бадук(второе озеро).
2.Ущ.Бадук(второе озеро) - ущ.Бадук(четвертое озеро).
3. Ущ.Бадук - пер.Бадук 3004м,н.к. - ущ.Марка(оз.Марка).
4. Оз.Марка - пер.Юж.Хаджибей 3200м,1Б - оз.Хаджибей.
5. Оз.Хаджибей - пер.Азгек 3100, 1А - ущ.Азгек - в.Тогузкель-Баши(рад.).
6. Ущ.Азгек - ущ.Теберда - (переезд) - пос.Домбай.
7. Пос.Домбай - ущ.Алибек - оз.Турье.
8. Оз.Турье - в.Сулахат 3409м, 2а, траверс -оз.Турье.
9. Отсидка(дневка).
10. Оз.Турье - пос.Домбай - (переезд) - ущ.Джемагат.
11.В.Кыркая 3322м - в.Канделляр-Ляр 3416м, траверс - ущ.Джемагат.
12.Ущ.Джемагат - (переезд) - пос. Домбай - ущ.Аманауз(Медвежья поляна).
13. В.Белалакая 3861м, 3Б - Медвежья поляна.
14. Медвежья поляна - пос.Домбай.
15. Пос.Домбай- ущ.Домбай Ульген - ущ.Чучхур.
16.Ущ.Чучхур - пер.Чучхур 2717м,н.к. - ущ.Бу-Ульген - оз.Туманлы-Кель - - пос.Домбай

Как видите, Кавказ под силу даже детям. Конечно, начинающему никто не предложит восхождение на Белалакаю, но ведь и без этого совсем неплохо, не правда ли?
ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ попробовать себя в качестве горного туриста и получить незабываемые впечатления. На 2005 год формируется группа на Кавказ. Предполагаемая цена такого путешествия, включая все(переезды, снаряжение, продукты,обучение премудростям горно-походного бытия и высококачественные цифровые фотогафии-см. отчеты за 2004 год) - 250у.е.