Главная

Оз.Алло-ущ.Амшут
Финал

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ

Утро для нас наступило рано. Пока благоразумная часть группы сладко спала, мы выбрались из палаток и, наскоро перекусив, пошли вверх по ущелью Правый Зиндон. Спрятали лишние вещи под здоровенным камнем и по холодку бодро прошагали почти до языка ледника.
Стены окружающих гор, сложеные породой красного цвета, поражали воображение...
Перед ледником нужно было преодолеть скальный пояс.
Скалы проходятся наискосок по полкам с самого левого угла к самому правому. Перед самым выходом на ледник устроили перекус.
Дальше нужно было сделать выбор - идти по голому леднику или по очень крутой сыпухе со скальными выходами. Ледник очень крутой, на грани того, что можно идти без перил. Если перилить, то это будет бесконечно долго. Но на голову ничего не сыпется. Если идти по сыпухе, то все проходится ножками, но под нависающими стенами-развалюхами с вмерзшими в ледяной ручей камнями. Если с такой стены сыпанет, то камнепад будет страшный.
Я решил идти по леднику связками. Пусть не быстро, зато народ на кошках окончательно ходить научится, для восхождения весьма полезно.
Подъем по леднику длинный, крутой и изнурительный. Все время кажется, что скоро склон станет положе, но получается почему-то наоборот.
Пару раз порывался идти снежок, и солнце стало мутноватым.
Наконец мы добрались до более пологого участка. Но там обнаружились закрытые снегом трещины, и пришлось их обходить.
Потом начался длинный крутой перевальный взлет. Лед, слегка припорошеный слепительно белым свежим снегом.
Очень важно не идти близко к склонам вершины Мирали - оттуда явно вылетают камни и летят на снег, а потом катятся по нему аж до конца ледника. Пока мы шли, как раз просвистели такие "подарочки".
Тут уже вовсю чувствовалась высота и усталость. Я пошел своим любимым для высоты темпом -50 шагов и пауза. Пауза на солнце, а переходы, когда солнце прячется за тучки. Эта тактика привела к тому, что на перевальном взлете я ушел в отрыв, и потом долго наслаждался одиночеством на перевале.
Группа в конце совсем растянулась. Собственно, кто в какой форме был, тот так и приходил. Мы с Олькой встречали подходящий народ, уже сидя в палатке и посербывая чаек.
Вряд ли в мире найдется много перевалов, красивее, чем Мирали. При этом ночевка на 5000 получается весьма комфортной. Полное отсутствие ветра, морозный пейзаж на востоке, и полный отрыв башки на западе.
Всех доставала горняшка - кого больше кого меньше. Кто-то наелся таблеток, кто-то решил завтра отказаться от восхождения.
Я ночью проснулся и сделал горячего чая, так как в горле совсем пересохло... И только Олька мирно спала...

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

Ночь выдалась морозной. Снег под ногами хрустел, сопли в носу застывали, и, выбираясь к ветру, нужно было помнить, что в пяти метрах за палаткой начинался крутой двухкилометровый снежно-ледовый склон...
Рассвет мы лениво прозевали в спальниках. Чимтарга, казалось, была совсем близко, и готовить завтрак на холоде не хотелось...
Вышедшее солнышко быстро изменило мир. Несмотря на пятикилометровую высоту, сразу стало тепло. Была четко видна граница инверсии - разделение кристально чистого холодного высотного воздуха и теплого, смешанного с пылью приземного, в котором тонули менее высокие горы...
Мы одели кошки, страховочные системы, разбились на связки и двинулись по гребню к скальному взлету - ключевому моменту восхождения.
С гребня свисали симпатичные карнизы. С каждым нашим шагом вверх из-за горизонта всплывали все новые хребты...
Наконец мы подошли к скальному взлету, и тут оказалось, что взлет не такой простой, как ожидалось.
Наметилось три версии - в лоб, слева и справа. В лоб всего 40 м, отлично подходит для дюльфера, но для лазания вверх крутовато.
Попробовал пройти с обход слева. Там кусок натечного льда и выход на сильно разрушенные скалы. Вышел на них, снял кошки. Слева вниз в бесконечность уходит крутяк. Хочется организовать промежуточную точку страховки, но негде. Слой льда слишком тонкий, камни все просто в руках крошатся, а снег...ну какая это страховка? Несерьезно...
Не долез до гребня несколько метров и повернул назад. Ну не люблю я лазить по рассыпающимся скалам...
Решил лезть справа. Справа как раз 50 метров веревки на полке, идущей по диагонали вверх, справа налево. Полка засыпана снегом, но идти по ней можно. Почти вверху метров 10 не совсем просто.
Всего заложил 2 петли и забил один крюк. Наверху висит мощная петля для дюльфера.
Выбрался на гребень. С гребня Чимтарга возвышается внушительным белоснежным исполином. И хорошо видно, что вариант слева все-таки был проще, ну короче вдвое уж точно...
По веревке пошел Катер и снял петли и оттяжки, после чего мы перевесили веревку прямо вниз. Хоть и круто, на на жумаре куда приятнее идти вверх по одной вереке, чем по полке с тремя перестежками.
По веревке весело побежал вверх народ, и скоро вся братия была уже на гребне.
Но созерцание оставшегося пути не внушило восходителям оптимизма. Предстояло траверсировать в связках длинный и крутой ледовый склон, слегка присыпаный свежим снегом. Потом широкий снежный гребень и собственно вершинный взлет. Крутой, но не особенно.

Поскольку в мои задачи заставлять народ идти на вершину не входило, и никаких сверхтрудностей впереди не ожидалось, а народ не горел желанием, а драгоценное время шло, я дал команду тем, кто желает идти до вершины, создать связки и идти за нами.
Горели желанием только Денис и Роман, они пошли с Олей.
Остальных, похоже, все же донимала горняжка, что само по себе совсем неудивительно. Победить горняжку может только очень сильное желание взойти на вершину.
Идти длинный траверс было очень неудобно, приходилось двигаться боком, то на всей стопе, то на передних зубъях. После выхода на гребень стало легче.
Вершинный взлет шли с попеременной страховкой. На самой вершине нужно идти еще метров 200 по ровному гребню - дальняя вершинка чуть выше.
Света первая взошла на вершину. Об этой вершине она мечтала два года. Тогда большая часть группы предпочла дневку на озере Алло восхождению на Чимтаргу, и мы подчинились, Света со слезами на глазах!
Роман, Денис и Оля не заставили себя долго ждать и скоро присоединились к нам.
Все честно. Оля в отличной форме, а Денис, Роман и Света больше всех хотели подняться на Чимтаргу.
Ребята предались приятному развлечению - звонили близким по спутниковому телефону и передавали всем радостную новость.
Но как рассказать людям, которые никогда не бывали в больших горах, что такое гора? Какие чувства мы испытываем на новых вершинах?
Какое тут кричаще-синее небо, и какая бездна сейчас у нас под ногами?
Отдохнув и перекусив, мы двинулись вниз.
Спуск проходил легко и быстро.
Немного застряли мы на скальном поясе, ведь там нас ожидала часть ребят, приостановивших восхождение. Пришлось ждать, пока они продюльферяют по скалам.
Мы с Олькой пошли последними. Сдвоенная веревка без проблем сдернулась после дюльфера, и мы быстро добежали до нашего лагеря на перевале.
На перевале было весело, шумно и угощали чаем. Подошел Цунами со своей командой, и заполнил всю округу своим пропитым басом.
Наслушавшись наших рассказов про скальный пояс, они решили, что времени у них маловато и что завтра они будут спускаться вместе с нами. И покажут нам короткую дорогу - нижнюю часть ледника проходить не по льду, а по сыпухе и скальным выходам...

ДЕНЬ ОДИНАДЦАТЫЙ

Эту ночь сушняк нас не мучал и горняшка всех отпустила, и спали все сном праведников.
Утром тоже не сильно спешили.
Кто хотел, сходил на вершину Мирали, до нее с перевала 15 минут ходу. Говорят, виды оттуда красивые...
Я не пошел, поленился, утешал себя тем, что после Чимтарги...не стоит портить послевкусье...
Спуск вниз был немного сумбурным. Я вышел на тропу на сыпухе, а Цунами завел отстающих в ледовый карман-камнесборник под нами. Пришлось истошными криками их оттуда выгонять.
Сам вариант обхода языка ледника по сыпухе весьма спорный. Он, безусловно, короче и быстрее, особенно вниз. Но весь путь проходится под прицелом огромных камней, лежащих на плитах и кое-где вмерзших в лед гораздо выше нас.
На мой взгляд, это классическое камнеопасное место, причем опасен не узкий кулуар, где траектория падения камней прогнозируема, а весь скон...
К счастью, народ ничего не понял и ипугаться не успел. Цунами шел первым и уверенно нашел ключевой проход в развалюхах и сыпухе, а я замыкал, и следил, чтобы мы не нависали друг над другом.
К счастью, никто не пукнул, землетрясения не случилось, и ни один камень не сдвинулся с места...
Так же весело мы пробежали скальные сбросы под красной стеной.
Света утащила на память здоровенный розовый камень...
Добежавши до места, где мы разделились несколько дней назад, мы откопали свою заброску, сполоснулись в ручье и пообедали.
Я предложил эстетам потянуть время, чтобы оказаться на плоском дне ущелья Зиндон ближе к вечеру, и полюбоваться там вечерними красками.
По дороге мы наслаждалиь видом на Энергию.
Посидев часок на плоском дне ущелья, мы дождались таки вечерних красок...
Те, кто проходил это место днем так ничего особенного и не увидели...
Но есть у этой медали и обратная сторона - мы не успели на солнечные виды озера Большое Алло.