Главная

Снаряжение

Ссылки

Форум

Двадцать дней без дождя. Фанские горы(Памиро-Алай) 2006, трекинг, восхождения( А.Федак)

АККЛИМАТИЗАЦИОННОЕ КОЛЬЦО

МАТЦ "Алаудин-Вертикаль" - пер.Лаудан, 3630м, н.к. - Куликалонские озера - пер. Чукурак 3150м, н.к., вершинка Панорамная(рад) - оз. Дюшаха - пер. Алаудин 3730м, 1А - озеро Алаудинское.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ - перевал Лаудан.

Утром мы порешали организационные вопросы с Руфиной Григорьевной, хозяйкой МАТЦ Алаудин-Вертикаль, на воле и энтузиазме которой и существует база. Сортировали продукты, снаряжение, и заправляли баллончики газом. Как водится, вентиль у большого баллона был уже на последнем издыхании, а потому добрая половина газа ушла в космос...
У Оли с утра болела голова и живот, но она бодро заявила, что на ходу все пройдет. Ближе к обеду мы вышли из лагеря в трехдневное акклиматизационное кольцо на невысокий по азиатским меркам перевал Лаудан, н.к., в надежде перевалить через него к красивейшим Куликалонским озерам. Два года назад у нас это получилось без особого напряга.

Как всегда происходит с начинающими, народ бодро пробежал полперехода и выдохся. За один переход, как то само собой, образовалось две подгруппы. Одна шла без напряга, с шутками и прибаутками, а вторая боролась с трудностями. Уже на первом переходе на голом травяном склоне отстающий народ умудрился пойти по альтернативной тропе и в итоге пошел выше авангарда. Когда ошибка выяснилась, то ребята упрямо не хотели идти вниз к первой группе, и остановились на отдых отдельно.
Давно пора было идти дальше, мы снизу вверх глазели на них, они сверху вниз на нас, а время шло. Пришлось мне идти вверх, и пытаться навести порядок. Оля и Ксюша шли очень плохо, так часто бывает в больших горах в первые дни даже с очень сильными людьми - нет акклиматизации. Треть группы была не в лучшей форме. Мы встали перед выбором - или сейчас же отправлять девочек вниз, и тогда они не попадают на первое кольцо, и скучают три дня, или мы их разгружаем и все идем вверх, но тогда мы все серьезно рискуем спускаться с перевала ночью.
Девочки решительно не хотели идти вниз, и мы приняли коллективное авантюрное в таких условиях решение - идти дальше. Продвигались медленно, часто отдыхали, при этом пока еще находились джигиты, на привалах носившие на руках любимых женщин. Горняжка - штука серьезная...

Уже перед самим перевалом ребята двумя парами стали вести Ксюшу и Олю под руки, при этом им пришлось оставить свои рюкзаки, а тем, кто был в хорошей форме пришлось челночить - вынес свой рюкзак - вернулся за оставленным. Оле было просто плохо, а у Ксюши стали проявляться совсем грустные симптомы - она просто задыхалась. Мы были уже под самым перевалом, а потому возвращатсься не стали, а быстро перетащили ее через перевал, и сразу же повели вниз. В таком случае нужно как можно быстрее сбросить высоту.

Надежные ребята - бывалые туристы Саша Росляк, Сережа Денисов и врач Валера Голиков, вооружившись фонариками, пошли с Ксюшей вниз, а я занимался перетаскиванием рюкзаков и накоплением группы на перевале. С первых же метров спуска Ксюше полегчало, и ребята по хорошей тропе дошли до первого ручья и стали ждать остальных. Мы расформировали лишние рюкзаки и пошли вниз, построившись в большую гусеницу, освещенную налобными фонариками. Вниз Оля пошла без проблем, и мы быстро догнали Ксюшу с компанией.
Для опытных туристов такие ночные переходы, хоть и очень нежелательны, но безопасны и только добавляют ярких впечатлений, ибо дорогу я знаю хорошо, мы все вместе, погода отличная, тропа хорошая и нам угрожает только усталость и поздний ужин...
Я был очень доволен тем, как хорошо мы взаимодействовали, как ребята помогали друг другу, ведь для начинающих ситуация была непростой. И все барышни отлично держались, несмотря на то, что (из моего богатого туристского опыта) в таких ситуациях они вправе закатывать истерику...
Наконец мы спускаемся на дно ущелья и останавливаемся в первом же месте, где есть вода и можно поставить палатки. Рядом находится озеро, девочки уже совсем пришли в себя, и народ решает идти к озеру, чтобы начать утро с купания...
Мы подходим прямо к озеру, но сразу не находим его, да я уже и не ищу, так как становится ясно, что на поляне перед озером очень активно выпасают скот, все завалено блинчиками и катышками, вода мутная и к питью явно непригодная.
Метров 500 мы возвращаемся назад, к месту, откуда река втекает на дно ущелья, и где вода чистая. Вода в Фанах - отдельная тема. Фантастически красивые и чистые на вид озера, на берегах которых выпасают скот... Все группы жалуются на отравления, ибо по наивности пьют сырую воду.
Мы доходим до первого же места с чистой водой и зеленой травкой на ровной полянке и останавливаемся. В нескольких минутах ходьбы от нас шевелятся фонарики команды отстающих, потеряться которым не дает замыкающий группу опытный Цунамыч. Ставим чай и разваливаемся на ковриках. Притомились, однако...
Мы уже пьем чай, а часть группы все еще освещает фонариками полянку в трех минутах от нас. Света и Сережа идут к ним и невинно предлагают подтягиваться к нам. И тут им вежливо объясняют, кто мы есть на самом деле, а потом приходят с этими же объяснениями ко мне - мол мы их бросили, а сами чаек попиваем...
Я очень удивляюсь, а что, собственно им угрожает и мешает подойти к нам? Обычно группа идет туда, куда ее ведет руководитель, а он в данном случае искал пригодное для ночевки место...
Ребята приходят, молча проходят мимо нас и демонстративно ставят палатки в стороне. Как другая группа...
Чтобы избежать скандала, решаю перенести разбор полетов на завтра. Такого поворота событий я не ожидал, и готов к нему не был - ни разу за 20 с лишним лет, часть группы не ставила отдельно лагерь, ведь это означало бунт на корабле. В группах, идущих чисто спортивные походы, такие ситуации разрешаются предельно просто - бунтовщики списываются на берег, а корабль плывет дальше... Тут ситуация другая - у нас смешаная спортивно-полукоммерческая группа, а инициаторы бунта - мои друзья, которых я люблю и уважаю...
Может завтра народ проспится, и на солнышке на те же события посмотрит по-другому, и мы потом еще посмеемся над нашими ночными похождениями???

ДЕНЬ ВТОРОЙ - Куликалонские озера

Долго отсыпаемся после вчерашних подвигов. Я пребываю в пессимизме, и, как наивный юноша, жду попытки свести к неудачной шутке вчерашний всплеск эмоций и дружно списать его на усталость, которая и впрямь имела место...

Так не получилось, и мы долго дискутируем о роли руководителя и участников в походе, о мерах безопасности и жизненных ценностях. На словах вроде договорились, но реально все остались при своих мнениях, а значит, нужно готовиться к тому, что будет наша группа состоять из двух подгрупп. Эта ситуация усугубляется еще и тем, что как назло, эти подгруппы состоят из курящих и некурящих, и конечно же, печально совпадают и по этому признаку.
Я не курю, и весьма жестко требую не курить мне в лицо, не курить у общего костра и не курить за общим столом. И нарушение воспринимаю, как личное неуважение. До сих пор курильщики были в меньшинстве, а потому относились к этому с пониманием. А сейчас нас почти поровну, и уже они воспринимают мои настойчивые пожелания как личное оскорбление...

Вот с такими, ну прямо космического масштаба проблемами, мы пошли к Куликалонскому озеру. Уже не слитной группой, а по частям. Ну да бог с ним, местность позволяет... По широкой и почти плоской долине, поросшей арчой, разбросано с десяток разноцветных озер - от зеленых до темно синих, а над всем этим на полтора километра возвышается Куликалонская стена с пятитысячником Мирали, за который прячется Чимтарга - самая высокая вершина Фанских гор.

Пока мы с Олей сторожили вещи у озера, ребята под командованием Володи, бывшего здесь в позапрошлом году, по вьючной тропе налегке сходили на перевал Чукурак и пупырь Панорамный над ним, по дороге посетив кош и раздав местным жителям фотографии, сделанные нами два года назад.

Ближе в вечеру мы перешли поближе к перевалу Алаудин - на озеро Дюшаха, по дороге всласть налюбовавшись Куликолонской стеной, которую заходящее солнце окрасило в багряный цвет...

Вечером долго сидели с гитарой. Света, Цунамыч и Валера, сменяя друг друга могли услаждать наш слух хоть до утра...

ДЕНЬ третий - перевал Алаудин.

Проснулись рано, и вышли, пока склон был еще в тени. Подъем на перевал Алаудин проходит по хорошо натоптанной тропе, и высота набирается быстро.

Несмотря на наши опасения, Ксюша и Оля шли уже гораздо веселее, и хоть мы их и разгружали, а на перевал они поднялись без проблем и даже не последними. На перевале при виде целого куста из пятитысячников всех вдруг охватил порыв хохлосознания и восторга, особенно когда Света запела "Я иду в высокі гори".

С перевала потопали вниз каждый в своем темпе, так как весь спуск был простым и хорошо просматривался аж до места ночевки. Особенно подгоняла вниз уверенность, что внизу нас ожидает холодное пиво... Первыми добежали до Алаудинского озера Света и Серега, прикупили пива, и угощали им всех подходящих. Вот радости-то было!

Ворчал только старый и мудрый Цунами, шедший замыкающим. Его всерьез возмутил тот факт, что никто не догадался поступить так, как он - взять, да и скупить всю лавочку на корню... чтоб москалям не досталось...

Вечер посвятили купанию, пиву и гитаре...