Главная

Форум

Мыс Турали - полуостров Святой Нос

ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ

Несмотря на то, что бухта Такаларагды расположена на территории Фролихинского заказника, здесь тоже никто не нарушил нашего уединения.

Пески бухты возле мыса Турали называются "поющими" с легкой руки одного исследователя, который описал их пение - весьма своеобразные звуки, издаваемые песком при ходъбе по нему. Одна беда - вот уже 50 лет, как их пение никто больше не слышит...
Сразу за нашей бухтой есть лежбище нерпы. Пишут, что если тихонько подкрасться из леса, то можно подойти очень близко. Вообще нерпы полно на всем нашем пути, начиная от мыса Кочерикова - то и дело из воды высовывается любопытная усатая голова, неизменно исчезающая при нашем приближении...

Воздух стал намного чище - исчезла дымка, и западный берег, до которого по прямой не меньше 60 км, стал виден, как на ладони.

Скоро мы догнали настоящего путешественника, утром проплывшего мимо пляжа на самодельной пироге с академическими веслами. Иконописного типа лицо, возраст невозможно определить из-за густой бороды, спокойный умиротворенный взгляд, почти никаких вещей в пироге. Плывет ВОКРУГ БАЙКАЛА, судя по всему, не ест не только мяса, но и рыбы. Чем питается - для нас загадка.

Уровень осознания величия Байкала и своего места в нем в его походе несоизмеримо выше, чем в нашем, вот уж кто действительно сливается с природой и становится чист помыслами...

А мы остановились на обед и ужин на мысе Оргоком перед устьем Томпуды. Дальше начинался заказник Кабаний и Баргузинский заповедник, 120 км совершенно дикого берега, не считая инспекторов, известных своим "доброжелательным" отношением к туристам. Я решил избавить нас от радости общения с инспекторами нехитрым маневром - проскочить весь заповедник за ночь, к тому же погода благоприятствовала.
Мы серьезно готовимся к ночному переходу - отъедаемся рыбой, до вечера отсыпаемся, и с темнотой выходим на воду...

ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ

Днем на Байкале обычно жара, да и вода в этом году очень теплая - мы все время купаемся, а Ленка почти все время спит за палаткой прямо на берегу.
Но на воде все не так. Ночью с гор из ущелий на воду сливается холоднючий ветер, мы закутываемся в общий полиэтилен, и все, кроме рулевых, спят. Луна, едва показавшись, сразу же скрывается за горами. Берег едва угадывается в темноте, и мы идем, ориентируясь в основном по GPS, время от времени перемигиваясь фонариками, что бы не расходиться слишком далеко.
Иногда ветер с гор задувает так сильно, что поднимается волна, и приходится прижиматься под самый берег.
Всю ночь мы с Камилом сидим на моторе. Кайф от этого передать словами невозможно - все небо в звездах, все чувства обостряются, за всю ночь, на 100км вокруг ни одного огонька, как будто мы оказались не в 21 веке...
Иногда мы подходим друг к другу настолько близко, что фотоаппарат способен вырвать из темноты катамаран и гребень волны за кормой...

Рассвет встречаем перед Давшой - вымиращим поселком с центральной усадьбой Баргузинского заповедника. Быстренько причаливаем к берегу для короткого уединения, так как расслабится и слить адреналин прямо с борта катамарана по понятным причинам получается далеко не увсех...
Камил изображает Михалыча из "Особенностей национальной рыбалки" - засыпает на ходу и его крейсер начинает ходить по кругу. Приходится ему сдавать вахту.
Весь поход на моторе меня с удовольсвием подменяет Ленка, иногда Олег, а Камил только сегодня решился передать бразды правления Люде.

Наконец мы выходим за границу заповедника и останавливаеся для завтрака на мысе Разбор.

Потом заходим в устье реки Большая Черемшана, и сразу становится ясно, что кажущаяся чистой байкальская вода не такая уж и чистая в сравнении с водой из питающих его горных рек. На самом деле проблема состоит не только в загрязнении Байкала бытовыми и промышленными стоками, хотя эта причина и основная...
Вода в Байкале в теплый год просто кишит микроорганизмами, которые являются кормовой базой для всякой рачковой мелюзги, которую потребляет рыба. Так что такая "непрозрачность" в жаркое лето явление обычное.
Другое дело, что старожилы утверждают, что раньше вода так не прогревалась, да и водорослей на камнях в первые три мои приезда на Байкал я не видел. Но те сезоны были холодными, а в теплый сезон 2005 водорослей было уже полно. А так, как сейчас прогревается весь Байкал, раньше грелось только Малое Море, Чивыркуйский залив и отдельные бухты в теплый сезон...

У нас получилась полудневка - к обеду мы уже остановились на мысе Самаринском, поставили сетку и начали фотоохоту за бурундучками. Ленка развлекалась тем, что изображала из себя нерпу - напялила маску, ныряла к сетке и таскала из нее рыбу.

За бурундучков пытался заступиться медведь, в вечерних сумерках прогуливавшийся по пляжу и наткнувшийся на нас. Пока я искал фотоаппарат, 15 человек устроили такую суету, что бедная зверушка вынуждена была бежать, даже не получив фотографии.
Народ пришел в такое возбуждение, что по краям лагеря устроил огромные костры и вознамерился жечь их всю ночь...
Чем не повод лишний раз посмотреть на звезды?

ДЕНЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ

Мы прошли мимо устья реки Малой Черемшаны и величественных скал по пути к устью реки Кедровой.

Когда горы подходят к самому берегу, на ум сразу же приходят мысли о величии природы...

Погода была великолепной, и лезть в Чивыркуйский залив, еще и на выходные, сразу расхотелось. Сейчас там слишком людно, и по сравнению с тем, где мы уже были, может оказаться несколько попсово. Вот если бы сейчас было холодно, то погреться в горячем источнике было бы интересно.
Но и без этого было хорошо, и мы сразу взяли курс к Верхнему Изголовью полуострова Святой Нос.

Чем дальше мы отходили от берега, тем яснее были видны остроконечные вершины Баргузинского хребта.

Мы остановились на первом же симпатичном пляже Святого Носа и занялись рыбалкой и безделием.
Типичный и желанный улов - омуль и хариус, нетипичный - окунь(то, что на Байкале идет на корм собакам), внизу - вроде бы байкальский сомик(вот в этом названии я не уверен, но все равно очень вкусный).

ДЕНЬ СЕМНАДЦАТЫЙ

Утром мы ленились и не спешили. Вышли только тогда, когда подул хороший попутный ветер.

Точнее, хорошая попутная волна. Типичная для Байкала картина - ветер дует слабый, а волна сильная. В данном случае - длинная и пологая. Есть особый кайф - выбраться на вершину волны, поддать газку, и посудина начинает скользить вниз, ускоряясь почти вдвое.

В устье реки Маркова мы умудрились испугать экипаж катамарна, расположившегося на отдых под деревьями. Мы просто быстро причалили рядом с ними, вывалились на берег, сперва удалились в заросли малины, а потом стали ее объедать. Коллеги застыли, и так все время и простояли, как изваяния, и даже не оказались способны ответить на приветствие.
Неужели за две с половиной недели скитаний мы приобрели столь кровожадный вид?

Мы дошли до Нижнего Изголовья Святого Носа и по большому кругу обогнули его, ибо по форме волн там явно читалась далеко уходящая в море мель. Волны на мысу метались совершенно бессистемно - я еще подумал, что не хотел бы попасть в такую мясорубку в шторм - даже весьма крепкая посудина, если не разобъется о камни на мелководье, то может просто развалиться от болтанки.
Ленка забралась на стоявшую на мысу немаленькую сигнальную вышку и сидела там до наступления темноты.

А мы укрылись от волн на узком галечном пляжике за мысом. Цирусы на небе и краски заката оптимизма не внушали...

ДЕНЬ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ

Вообще-то мы собирались маленькой резвой компанией налегке доплыть до мыса Макарова, там оставить катамаран, и сбегать на гору Макарова 1877м - высшую точку Святого Носа.
Мы были там в 2000м году, и это было очень красиво, хоть и нелегко.
Но за ночь ветер поменял направление, и теперь задувал в Баргузинский залив. Идти по предштормовому морю 25км до мыса Макарова мне сразу расхотелось...
Волна стала покруче, мы быстренько сняли сетку и для пробы прошлись немного за мыс в море. Там уже болтало так, что можно было вылететь с катамарана, это развлечение уже вполне можно было предлагать, как родео - попробуй усиди на бешенном бычке.

Пока Наташа кормила нас рыбой, а я вяло отбивался от упреков в саботаже мероприятия, солнышко исчезло, а шторм стал набирать обороты.
Очень скоро наш костер оказался под водой, палатки стало заливать водой, а сам пляж уменьшился до узкой полоски. Пришлось ставить катамараны один на другой рядом с местом, где в случае чего можно было подняться на крутой склон.

Убедившись в том, что меру безопасности приняты, мы расползлись кто куда. Кто-то пошел за черникой в горы, Ленка полезла адреналинить на вышку, а я пошел на мыс смотреть на волны - лавры Айвазовского не давали покоя...
Ленка потом рассказала, что видела, как яхта под одним стакселем огибала мыс. У них хватило сообразительности срезать угол...
Даже издалека смотреть на то, что с ними происходило, было страшно...
Но удача была на их стороне, и все кончиось благополучно.

К вечеру стало стихать, и мы опять залезли на вышку, немного покачивающуюся под ударами ветра.

Из-за предательского вечернего дождика я упустил момент, когда отступающий фронт приоткрыл остров Ольхон, и потому немного опоздал на фотосъемку...